Задачи курса
Наша цель: помочь малышам освоить азы информатики.
|
Отметим: фундаментальные азы, те, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить детей к информационным реалиям на 10 лет вперёд, то есть, подготовить к жизни в обществе, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления (кроме неоспоримого факта, что оно будет революционно отличаться от нынешнего). |
Что мы понимаем под освоением фундаментальных азов?
Прежде всего, это воспитание способности мыслить алгоритмически, ведь основа информатики — это теория и практика составления алгоритмов обработки информации.
Развитие алгоритмического мышления — основная цель, которую мы ставим перед собой в этом курсе.
Мы не хотим подменить другие формы мышления алгоритмическим!
Мы хотим сформировать алгоритмическое мышление наряду с другими. Это наша специфическая образовательная задача.
Что такое алгоритмическое мышление?
Алгоритмическое мышление — это способность облечь абстрактную идею в последовательность конкретных шагов, необходимых для её воплощения на практике.
Алгоритмическое мышление полезно человеку не только при работе с компьютером, оно полезно в любом (самом творческом) деле, ибо учит превращать абстракцию в реальность.
Художник мечтает нарисовать красивый пейзаж с видом на озеро. Он может мечтать об этом сколько угодно, если... Если не начнет мыслить алгоритмически! Он должен облечь свою абстракцию в конкретные формы (выбрать натуру, продумать композицию, освещение, цвет, тональность...). Он должен, наконец, встать с дивана и сделать что-то конкретное: умыться, найти, купить, собрать, организовать, пойти, нарисовать.
Конечно, мы хотим воспитать и то, что обозначают оборотом «информационная компетентность». Иными словами, мы хотим сформировать у детей привычку при решении задач обращаться к адекватному инструменту.
Наконец, мы хотим способствовать общему развитию ребенка (эта задача любого предмета). Мы хотим привить любовь к чтению, письму, думанию и учению. Мы хотим способствовать формированию привычки находить точные формулировки, умению корректно вести спор, отстаивать свои позиции.
Кроме всего этого, мы хотим ещё две важные вещи:
- раскрытие индивидуальности;
- проявление коллективизма.
Воспитанию этих качеств будут способствовать выполнение индивидуальных и коллективных проектов.
Основные задачи курса
- Алгоритмическое мышление
- Информационная компетентность
Вспомогательные задачи курса
- Любовь к чтению, письму, думанию и учению
- Умение находить точные формулировки
- Умение вести спор, отстаивать свои позиции
- Раскрытие индивидуальности
- Проявление коллективизма
- Помощь в изучении других предметов (использование примеров и заданий по материалам разных предметов)
Задачи курса для первого класса
|
Мы хотим познакомить первоклассников с главным инструментом современной информатики — компьютером. Это основная тема курса в первом классе. Более конкретно задачи первого года обучения можно сформулировать так:
|
|
Кроме того, дети осваивают текстовое редактирование на базе учебного (строчного) редактора, снабженного системой контроля выполнения заданий. |
Однако, что бы мы не рассказывали детям, какие действия не учили бы выполнять на компьютере, мы будем постоянно «гнуть» свою линию: «формировать алгоритмическое мышление», и будем связывать дела компьютерные с делами от них далекими, показывая, что все разные идеи имеют общие корни, как, например, иконка на мониторе и пиктограмма на дверях туалета.
|
Следует особо отметить, что наряду с неформальными алгоритмами уже на первом году обучения вводятся и формальные — дети составляют, запускают и отлаживают программы для роботов на экране компьютера. Авторам удалось поднять уровень абстрактного мышления детей 1 класса на необходимый для программирования уровень при помощи специально разработанной методики подачи материала. Учебная работа строится в виде цепочки шагов от простого к сложному, с применением игровых форм, со сменой среды деятельности (работа с интерактивной доской, подвижная игра в классе, практикум за партой, работа на компьютере). |
В результате первого года обучения дети научатся:
- Называть составные части компьютера, устройства ввода и вывода, объяснять принцип работы компьютера.
- Выполнять основные интерфейсные действия для решения поставленной информационной задачи при помощи компьютера.
- Набирать и редактировать текст в строчном редакторе.
- Составлять и выполнять простые алгоритмы и программы.