Описание пилотного проекта
В 2010–2011 учебном году в пилотном режиме была запущена
первая часть курса — «Компьютер». За работу
взялись 9 учителей из 7 школ (Мурманск, Тверь, Челябинск и
Челябинская область, Белорецк) и 15 групп детей
(всего 168 первоклассников и 15 второклассников). В
работе участвовали не только учителя информатики, но и два учителя
начальной школы.
Отдельно отметим важнейший момент — один из авторов «по совместительству» работал тьютором, второй внимательно следил за уроками по видеозаписи.
Кроме учителей-тьюторов в проекте приняли участие 3 советника — они хотели, но по разным причинам не смогли работать со школьниками в рамках проекта.
Курс был реализован в форме кружка. В школах, являющихся пилотными площадками по введению новых стандартов начального общего образования, кружок действовал в рамках дополнительных занятий школы полного дня.
Первые уроки прошли в конце октября, большая часть групп начала занятия со второй четверти. Последние занятия состоялись в конце мая, параллельно с окончанием учебного года в школах.
Как мы летали
Участникам проекта рекомендовались сервисы Google: электронная почта, группы, документы, веб-альбомы, блоги и другие.
|
Сетевые сервисы
Для взаимодействия участников проекта был создан электронный список рассылки. На первом этапе именно он помог всем понять общие идеи курса, его цели и задачи. В дальнейшем список выступил в качестве рабочего коммуникационного инструмента. Через него шло всё публичное общение, и тьюторы публиковали на нём отчёты о прошедших уроках. Кроме того, были задействованы документы Google (публикация домашних заданий, правда, невостребованная в пилоте), веб-альбомы Google (фоторепортажи уроков и работы школьников), YouTube (видеорепортажи уроков и учебные ролики к урокам). |
|
Взаимодействие с родителями
Авторы рассчитывали на активную помощь домашних наставников. Поэтому тьюторам было рекомендовано до начала занятий провести встречи с родителями (во время одного из текущих школьных родительских собраний). На этой встрече предлагалось объяснить содержательную сторону предстоящих занятий и техническую, относящуюся к работе с учебником в домашних условиях. |
|
Живое общение дало возможность представить курс наилучшим образом: и в устной форме, и с помощью демонстрации самого учебника. Именно после показа фрагментов уроков, примеров упражнений и заданий сомнения у родителей, связанные с дополнительной нагрузкой на маленьких учеников, возможной их перегрузкой, значительно уменьшились. |
|
Дальнейшее взаимодействие с родителями у каждого учителя строилось по-своему. Учитель начальных классов контактирует с родителями практически каждый учебный день. Учитель информатики лишён такой возможности. Был опробован вариант создания Google-группы для родителей первоклассников. Список рассылки помог распределить детей по группам в удобное для посещения время, позволил оперативно извещать родителей о датах занятий или их изменениях, об особенностях изучаемых тем и заданий, о характерных ошибках, к которым иногда подталкивали детей родители, исходя из своего понимания заданий (например, в задании с пиксельным рисованием). От родителей поступали предложения друг другу о совместных домашних занятиях детей, в случае, если кто-то испытывал затруднения с доступом к Интернету. С помощью списка часть родителей отвечала на вопросы анкеты, которая была предложена в конце учебного года. Всего за учебный год на списке рассылки было опубликовано 77 сообщений. Из них 38 — учителем. Взаимодействие через электронную связь было налажено, Google-группа показала себя действенным инструментом. Связь между учителем и родителями шла и по личным электронным адресам. |
«Один урок в учебнике — одно учебное занятие». Подобный режим обучения реализуется при поддержке школьных занятий систематической домашней работой детей с электронным учебником под руководством наставника. Если учитель не рассчитывает на работу детей дома, время обучения по курсу увеличивается. Опыт пилотных групп показал, что в одном случае в течение первого (неполного) года было освоено 4 темы (20 уроков), а в другом 3 темы (15 уроков).
При работе только в классе можно рассчитывать на основной (минимальный) уровень освоения курса (означающий выполнение обязательных, но не всех предложенных в учебнике, заданий).
![]() |
Мониторинг занятий
Учителя описывали каждое проведённое занятие и отправляли свой отчёт на список рассылки проекта. В результате возникающих обсуждений вносились коррективы в трактовки учебника, в методику проведения занятий. В процессе подобных обсуждений, например, родилась идея проведения обобщающего урока в конце каждой темы («экзамен в Роботландии»). |
|
Уроки, по возможности, фотографировались и снимались на видео. Выложенные в Интернет, они были доступны для родителей и коллег. В съемке неоценимую помощь оказали родители, а также коллеги-учителя. |
Где приземлились
Раскрывая стержневые темы курса:
- Знакомство с устройством и функционированием компьютера.
- Введение в компьютерный интерфейс, реализуемый с помощью физических устройств и экранных объектов.
мы не забывали и о сверх задачах — о формировании алгоритмического мышления, об общем развитии ребенка, о раскрытии его индивидуальностей (через творческие домашние задания) и демонстрации преимуществ кооперации (через учебные командные игры и поощрение взаимопомощи при выполнении зачётов и практикумов).
Пример задания. Текстовый курсор стоит перед словом «Цветик», которое написано с ошибкой. Составить алгоритм исправления ошибки с помощью клавиш клавиатуры.
|
Алгоритмика
Говоря о формировании алгоритмического мышления и развитии практических навыков работы на компьютере, необходимо отметить замечательное переплетение двух этих направлений, случившееся в нашем курсе. Осваивая набор и редактирование текста, мы приступили к выполнению и составлению алгоритмов, и даже к программированию! Причем, работа в этом направлении началась со второго занятия, с появления на уроке термина «алгоритм». В дальнейшем, эта линия была поддержана двумя специальными исполнителями. |
|
Первый исполнитель (РС-1) выполняет редактирование строки по написанной программе с использованием команд BS, Delete и стрелок вправо и влево. Интерес к работе с ним вызван, в частности, тем, что из осмысленного слова (или фразы) получается другое осмысленное слово (или фраза). |
|
Второй исполнитель (Агент РБ, «шпион», задающий шифровки) может обрабатывать слова, удаляя первые или последние символы (оператор |) и «склеивая» их (оператор +).
|
|
Ребята с большим удовольствием выполняли как задания, представленные в печатном виде, так и на компьютере, с помощью электронного учебника. Практикумы, связанные с алгоритмизацией и программированием, — это:
|
|
Навыки набора текста
Параллельно с основными темами не прекращалась работа на клавиатуре. Дети освоили:
В курсе предусмотрено 65 упражнений на освоение клавиатурного набора и редактирование текста. При этом следует отметить, что при работе с шифровками эти умения тренируются невольно в процессе выполнения заданий. |
|
Первые итоги
Непрерывный мониторинг «полёта» (в том числе просмотр видеозаписи уроков), участие одного из авторов в проекте в качестве тьютора, анкетирование в конце учебного года (тьюторов, советников, родителей) — всё это позволяет с уверенностью говорить о том, что, работая по принципу максимума (максимума возможного в развитии детей), мы всё же не «перегнули палку», сумели сохранить детский интерес, не превышая при этом допустимые нормы работы за компьютером. |
|
Пилотом остались довольны учителя (в том числе и благодаря солидной методической поддержке курса). И родители. Вот что написал один из тьюторов на пилотном списке рассылки. 29 апреля я проводила родительское собрание. От родителей получила не просто позитивный отзыв о занятиях в Азбуке Роботландии, а бурю восторга. Многие мамы и папы сами с удовольствием работают по учебнику и выполняют практикумы. Очень просят во 2-ом классе продолжить нашу работу. |
Чему научились
В результате работы пилота у детей было сформировано:
- Представление об устройстве компьютера, его основных и периферийных блоках.
- Представление о программном обеспечении — основе автоматической работы компьютера.
- Представление об элементах экранных объектов, необходимых для взаимодействия человека и программного обеспечения компьютера (значки, окна, курсоры, меню).
- Умение работы с устройствами ввода (клавиатура, мышь).
- Первичное умение работать с текстом на компьютере (набирать, редактировать, сохранять).
- Умения понимать, выполнять и строить несложную последовательность действий (работа с алгоритмами и программами).
Всё это было достигнуто, благодаря совету Васи Кука, одного из главных героев Роботландии, который не уставал повторять:
Моя голова помнит лишь то, что делают мои руки!