Учебно-тематический план
Программа рассчитана на один учебный год — 28 учебных недель, всего 28 часов. Факультативные занятия в первом классе рекомендуется начинать не раньше октября, возможно, со второй четверти.
При втором варианте в течение года будет пройдено 4 темы, тема 5 переносится на начало обучения во втором классе (как и произошло в пилотном проекте).
Завершает учебный год, в любом варианте, тема 6 — итоговое занятие по материалу, пройденному в течение года.
| Номер темы | Название темы | Часы |
|---|---|---|
| 1 | Роботландия и компьютеры | 6 |
| 2 | Курсоры | 5 |
| 3 | Пиктограммы | 4 |
| 4 | Программа и её окно | 6 |
| 5 | Меню | 4 |
| 6 | Азбука Роботландии | 1 |
| Резерв | 2 | |
| Итого | 28 |
Поурочное планирование
| Номер занятия | Названия |
|---|---|
| Тема 1. Роботландия и компьютеры | |
| 1 | Давайте знакомиться! |
| 2 | Роботландская икра |
| 3 | Основные части компьютера |
| 4 | Устройства ввода и вывода |
| 5 | Устройства ввода/вывода |
| 6 | Роботландия и компьютеры. Урок повторения |
| Тема 2. Курсоры | |
| 7 | Указатели и курсоры |
| 8 | Курсоры мыши |
| 9 | Текстовый курсор |
| 10 | Набор текста |
| 11 | Курсоры. Урок повторения |
| Тема 3. Пиктограммы | |
| 12 | Что такое пиктограмма |
| 13 | Разнообразие пиктограмм |
| 14 | Пиктограммы на экране компьютера |
| 15 | Пиктограммы. Урок повторения |
| Тема 4. Программа и её окно | |
| 16 | Как устроено окно |
| 17 | Заголовок окна |
| 18 | Заголовок окна (продолжение) |
| 19 | Меню и панели |
| 20 | Рабочая область, прокрутка, строка состояния |
| 21 | Программа и её окно. Урок повторения |
| Тема 5. Меню | |
| 22 | Что такое меню |
| 23 | Компьютерное меню |
| 24 | Компьютерное меню (продолжение) |
| 25 | Меню. Урок повторения |
| Тема 6. Азбука Роботландии | |
| 26 | Большой экзамен в Роботландии |
| 27–28 | Резерв |
Содержание программы
Тема 1. Роботландия и компьютеры. 6 часов
Техника безопасной работы за компьютером.
Что такое Роботландия. Как устроен и как работает компьютер. Основные части компьютера: процессор и память.
Информатика, компьютер, робот, алгоритм. Понятие объекта.
Устройства ввода и вывода: клавиатура, мышь, джойстик, микрофон, сканер, графический планшет, тачпад, датчики; принтер, звуковые колонки, наушники, моторы.
Устройства ввода/вывода: дисковод, жесткий диск, флешка, МФУ, сенсорный экран, интерактивная доска, цифровой фотоаппарат, цифровая камера, мобильный телефон.
Осваиваем на практике щелчок мыши, переходы, радиокнопки, флажки, работу с выпадающим списком.
Тема 2. Курсоры. 5 часов
Указатели. Курсор — указатель на экране компьютера. Курсоры мыши. Разнообразие курсоров мыши. Текстовый курсор.
Слова-вешалки — обобщающие понятия. Основы иерархической классификации.
Осваиваем на практике клавиатуру и набор текста, учимся исправлять ошибки (BS). Переключение алфавита, переключение регистра ( Shift и CapsLock).
Тема 3. Пиктограммы. 4 часа
Что такое пиктограмма. Что такое пиксель. Пиктограмма в виде пиксельного рисунка. Разнообразие пиктограмм: на улице, вокзалах, стадионах, на упаковках вещей. Пиктограммы на экране компьютера: курсоры мыши, кнопки меню. Пиктограммы программ и документов. Пиктограммы наиболее часто встречающихся операций: создать, открыть, сохранить, напечатать, найти, получить справку.
Осваиваем на практике клавиатурный набор: удаление символов (Delete), набор спецсимволов. Клавиатурный аккорд.
Алгоритмы и программы. Алгоритмы клавиатурного набора. Выполнение и составление алгоритмов редактирования текстовой строки. Программирование исполнителя РС-1.
Тема 4. Программа и её окно. 6 часов
Элементы окна: заголовок, меню, панель инструментов, панель адреса, рабочая область с полосами прокрутки, строка состояния. Заголовок окна: пиктограмма программы, название окна, название программы, управляющие кнопки. Кнопки: сворачивания окна, распахивания и восстановления окна, закрытия окна. Активное окно. Работа с множеством окон. Меню как возможность выбора команд для управления программой. Панель инструментов — вариант меню на кнопках. Программа-браузер. Разнообразие браузеров. Полезные кнопки на панели инструментов браузера (Вперёд и Назад). Что содержит панель адреса браузера. Учебный выход в Интернет.
Осваиваем на практике: работу с окном (управляющие кнопки, изменение размеров, перемещение), со множеством окон, с меню и панелью инструментов приложений Блокнот и WordPad, переходы Вперёд и Назад в браузере.
Алгоритмы и программы. Символьные обозначения текстовых объектов (пропедевтика понятия переменной). Язык составления текстовых шифровок. Разгадка готовых шифровок, программирование собственных шифровок.
Тема 5. Меню. 4 часа
Меню — основа компьютерного интерфейса. Тема демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа:
- Текстовый список
- Набор пиктограмм
- Обычные кнопки
- Радиокнопки
- Флажки
- Разворачивающийся список
- Аккордеон
- Вкладки
Понятие сложного меню, как меню, в котором некоторые пункты сами являются меню.
Осваиваем на практике: работу со всеми рассмотренными видами меню, использование для выполнения заданий программ Блокнот, WordPad, Калькулятор, Проводник.
Тема 6. Азбука Роботландии. 1 час
Итоговое повторение материала, пройденного за первый год обучения.