Учебно-тематический план

Программа рассчитана на один учебный год — 28 учебных недель, всего 28 часов. Факультативные занятия в первом классе рекомендуется начинать не раньше октября, возможно, со второй четверти.

При втором варианте в течение года будет пройдено 4 темы, тема 5 переносится на начало обучения во втором классе (как и произошло в пилотном проекте).

Завершает учебный год, в любом варианте, тема 6 — итоговое занятие по материалу, пройденному в течение года.

Номер темы Название темы Часы
1 Роботландия и компьютеры 6
2 Курсоры 5
3 Пиктограммы 4
4 Программа и её окно 6
5 Меню 4
6 Азбука Роботландии 1
  Резерв 2
  Итого 28

Поурочное планирование

Номер занятия Названия
  Тема 1. Роботландия и компьютеры
1 Давайте знакомиться!
2 Роботландская икра
3 Основные части компьютера
4 Устройства ввода и вывода
5 Устройства ввода/вывода
6 Роботландия и компьютеры. Урок повторения
  Тема 2. Курсоры
7 Указатели и курсоры
8 Курсоры мыши
9 Текстовый курсор
10 Набор текста
11 Курсоры. Урок повторения
  Тема 3. Пиктограммы
12 Что такое пиктограмма
13 Разнообразие пиктограмм
14 Пиктограммы на экране компьютера
15 Пиктограммы. Урок повторения
  Тема 4. Программа и её окно
16 Как устроено окно
17 Заголовок окна
18 Заголовок окна (продолжение)
19 Меню и панели
20 Рабочая область, прокрутка, строка состояния
21 Программа и её окно. Урок повторения
  Тема 5. Меню
22 Что такое меню
23 Компьютерное меню
24 Компьютерное меню (продолжение)
25 Меню. Урок повторения
  Тема 6. Азбука Роботландии
26 Большой экзамен в Роботландии
27–28 Резерв

Содержание программы

Тема 1. Роботландия и компьютеры. 6 часов

Техника безопасной работы за компьютером.

Что такое Роботландия. Как устроен и как работает компьютер. Основные части компьютера: процессор и память.

Информатика, компьютер, робот, алгоритм. Понятие объекта.

Устройства ввода и вывода: клавиатура, мышь, джойстик, микрофон, сканер, графический планшет, тачпад, датчики; принтер, звуковые колонки, наушники, моторы.

Устройства ввода/вывода: дисковод, жесткий диск, флешка, МФУ, сенсорный экран, интерактивная доска, цифровой фотоаппарат, цифровая камера, мобильный телефон.

Осваиваем на практике щелчок мыши, переходы, радиокнопки, флажки, работу с выпадающим списком.

Тема 2. Курсоры. 5 часов

Указатели. Курсор — указатель на экране компьютера. Курсоры мыши. Разнообразие курсоров мыши. Текстовый курсор.

Слова-вешалки — обобщающие понятия. Основы иерархической классификации.

Осваиваем на практике клавиатуру и набор текста, учимся исправлять ошибки (BS). Переключение алфавита, переключение регистра ( Shift и CapsLock).

Тема 3. Пиктограммы. 4 часа

Что такое пиктограмма. Что такое пиксель. Пиктограмма в виде пиксельного рисунка. Разнообразие пиктограмм: на улице, вокзалах, стадионах, на упаковках вещей. Пиктограммы на экране компьютера: курсоры мыши, кнопки меню. Пиктограммы программ и документов. Пиктограммы наиболее часто встречающихся операций: создать, открыть, сохранить, напечатать, найти, получить справку.

Осваиваем на практике клавиатурный набор: удаление символов (Delete), набор спецсимволов. Клавиатурный аккорд.

Алгоритмы и программы. Алгоритмы клавиатурного набора. Выполнение и составление алгоритмов редактирования текстовой строки. Программирование исполнителя РС-1.

Тема 4. Программа и её окно. 6 часов

Элементы окна: заголовок, меню, панель инструментов, панель адреса, рабочая область с полосами прокрутки, строка состояния. Заголовок окна: пиктограмма программы, название окна, название программы, управляющие кнопки. Кнопки: сворачивания окна, распахивания и восстановления окна, закрытия окна. Активное окно. Работа с множеством окон. Меню как возможность выбора команд для управления программой. Панель инструментов — вариант меню на кнопках. Программа-браузер. Разнообразие браузеров. Полезные кнопки на панели инструментов браузера (Вперёд и Назад). Что содержит панель адреса браузера. Учебный выход в Интернет.

Осваиваем на практике: работу с окном (управляющие кнопки, изменение размеров, перемещение), со множеством окон, с меню и панелью инструментов приложений Блокнот и WordPad, переходы Вперёд и Назад в браузере.

Алгоритмы и программы. Символьные обозначения текстовых объектов (пропедевтика понятия переменной). Язык составления текстовых шифровок. Разгадка готовых шифровок, программирование собственных шифровок.

Тема 5. Меню. 4 часа

Меню — основа компьютерного интерфейса. Тема демонстрирует, объясняет и организует практику работы с компьютерными меню разного типа:

Понятие сложного меню, как меню, в котором некоторые пункты сами являются меню.

Осваиваем на практике: работу со всеми рассмотренными видами меню, использование для выполнения заданий программ Блокнот, WordPad, Калькулятор, Проводник.

Тема 6. Азбука Роботландии. 1 час

Итоговое повторение материала, пройденного за первый год обучения.