Урок 1. Давайте знакомиться!
Цели урока | План урока |
---|---|
Познакомить детей:
|
Знакомство с учителем и кабинетом информатики
Начало школьного курса, так называемый «организационный момент», обычно не описывается в методических рекомендациях. Однако каждый учитель в начале учебного года старательно составляет список требований и различной информации, которые необходимо сообщить детям для будущей успешной учебной работы.
Картинки, расположенные в левой колонке, соответствуют, как правило, кадрам презентации. Предполагается, что в текущий момент урока этот кадр отображается на большом экране класса. |
Для «первашей» это весьма прозаические моменты: определить расположение за партами и компьютерами, объяснить, что потребуется для урока (тетради, учебники, письменные принадлежности), познакомить с устройствами компьютерного класса и обозначить порядок работы на уроке (за партами и за компьютерами). |
Техника безопасности
Правила техники безопасности направлены на сохранение здоровья человека и сохранность оборудования. Правил много, но не стоит поддаваться соблазну свести их к двум абстрактным инструкциям: «соблюдай дисциплину» и «будь чистоплотен», ибо нигде так не важна конкретика, как в правилах техники безопасности.
|
Начать стоит с важных и совершенно понятных требований:
Эти правила позволяют детям начать работу на компьютере. |
На следующих уроках знакомство с правилами ТБ будет продолжено.
Информатика
Дети впервые придут на урок в компьютерный класс, на урок информатики.
|
Чему мы будем учиться на уроках информатики? Краткий и доступный для малышей ответ: работать на компьютере. Так, если совсем коротко. Конечно, информатика, это не только (и не столько!) компьютер, но об этом пока умолчим! |
Предметом науки «информатика» является информация (передача, обработка и хранение информации), а вовсе не компьютер. Компьютер — это инструмент информатики, как микроскоп — инструмент биологии, компас — инструмент географии, телескоп — инструмент астрономии.
Однако достижения современной информатики базируются исключительно на возможностях компьютерной техники (невозможны без неё), поэтому информатика однозначно ассоциируется с компьютером.
Первоклассникам нужно объяснить, чем они будут заниматься на том или ином предмете.
Мы говорим:
- На математике учимся считать (хотя математика это не счет).
- На русском учимся писать (хотя русский язык это не письмо).
- На литературе учимся читать (хотя чтение — это не литература).
А на уроках информатики? На информатике учимся работать на компьютере (хотя компьютер — это не информатика).
Эти формулы (математика — счет, русский — письмо, информатика — компьютер) относятся к первым шагам в том или ином учении: учимся считать, писать, работать на компьютере.
Авторам очень хотелось заменить в учебнике фразу «информатика учит работать на компьютере» на «информатика учит работать с информацией» или «информатика учит работать с алгоритмами» (ибо алгоритмы — основа информатики, а развитие алгоритмического мышления та основная цель, которую мы ставим перед собой в этом курсе). Но информация и алгоритмы — абстракции, недоступные пока нашим ученикам, а компьютер, это конкретно, вот он, красавец, стоит на виду, и дети, действительно, будут осваивать на нём компьютерную грамоту. Так что наши высокие цели придётся оставить пока неозвученными. Настанет время, и мы с этим разберемся основательно.
Отметим, что под компьютерной грамотностью мы понимаем такие навыки, умения и знания, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить нынешних первоклашек к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления. В частности, в ходе обучения мы будем стараться давать не кнопочные инструкции (щёлкни на иконке домика), а идейные алгоритмы (вернись на начальную страницу). Ибо кнопки меняются, или вообще пропадают (управление жестами), а идеи остаются.
|
Подведем детей к предмету информатики, используя ассоциативную цепочку утверждений. На уроках математики учатся считать. На уроках русского языка учатся писать. На уроках родной речи учатся читать и правильно говорить. А на уроках информатики? А на уроках информатики учатся работать на компьютере. Самым важным понятием информатики авторы считают понятие алгоритма. Поэтому в этом учебнике развитию алгоритмического мышления будет уделяться особое внимание. |
Роботы
В современном обществе компьютер используют практически всюду, он помогает человеку (или может помочь) в любом деле.
|
Но компьютер не всегда стоит на столе, лежит в портфеле или кармане. |
|
Гораздо чаще компьютер находится внутри машин и механизмов, управляя их работой. |
|
Робот — наиболее яркий объект для разговора с детьми о компьютерах, встроенных внутрь механизма. Здесь масса возможностей продемонстрировать достижения современного роботостроения. Можно обратиться и к героям кинематографа, и к детским игрушкам. Подборка интересных фотографий о самом разнообразном использовании роботов приведена на этом сайте. «Свежие» картинки и (или) видео с роботами можно всегда поискать в Интернете перед уроком. |
Роботландия
Вася Кук и карта Роботландии.
Буквоед и Хролик. |
После разговора о роботах естественным будет переход к описанию Роботландии — сказочной страны, в которой живут совершенно особые существа — учебные роботы, помогающие школьникам осваивать премудрости информатики. Здесь можно опереться на текст учебника о происхождении слова Роботландия (страна роботов), о Васе, приглашающем нас в эту страну. Первые представители Роботландии — Буквоед и Хролик, помогали нам переходить от слайда к слайду (вы заметили это?) Буквоед — любит считать буквы, а Хролик знает всё про Роботландию (друзья-роботы зовут его «Справочное бюро»). |
Роботландия — это информатика для младших школьников. Огромное количество взрослых людей занимаются важными и сложными проблемами информатики, которые детям пока не под силу.
Роботландия помогает малышам освоить азы этого предмета. Отметим: фундаментальные азы, те, которые устойчивы по отношению к бурным переменам современного общества, и которые способны подготовить детей к жизни в информационном обществе через 10 лет, об устройстве которого сейчас никто не имеет ни малейшего представления, кроме того факта, что оно будет революционно отличаться от нынешнего.
Краткая история Роботландии
Курс с названием «Роботландия» вошёл в историю школьной
информатики, как образец комплексного педагогического продукта,
удачно соединяющего в себе идейный фундамент, учебник для школьника,
программное обеспечение и рекомендации для учителя.
Несмотря на солидный возраст этой системы и устаревший досовский интерфейс, «Роботландию» до сих пор используют в школах, что говорит о высоком качестве этого педагогического продукта, ориентированного не на изучение быстротечного программного обеспечения, а на изучение фундаментальных основ информатики, инвариантных по отношению к смене компьютерных поколений.
День рождения предприятия «Роботландия» — 31 января 1991 года.
Однако работы по созданию курса информатики для младших школьников группа сотрудников будущей Роботландии начала 3 сентября 1986 года в недрах лаборатории школьной информатики Института программных систем Академии наук СССР (Переславль-Залесский, Ярославской области).
Лабораторией руководил Первин Юрий Абрамович. В рамках лаборатории работало несколько групп, среди которых была группа, возглавляемая Александром Дувановым, она и стала центром будущей Роботландии.
Первая версия системы была готова к лету 1987 года.
Успех Роботландии в большой степени определился тем, что курс рождался на реальных школьных уроках, а не в стенах академической лаборатории. Даже рабочие места сотрудников располагались в школьном компьютерном классе. То, что вечером обсуждалось разработчиками, на следующий день опробовалось с детьми в классе и корректировалось по ходу дела. Обсуждались и уточнялись как общие методические линии, так и конкретные компьютерные программы, оттачивалась их функциональность, тщательно продумывался интерфейс и дизайн.
В состав основной группы разработчиков входили:
- Гольцман Михаил Александрович
- Дроздов Николай Борисович
- Дуванов Александр Александрович
- Зайдельман Яков Наумович
- Первин Юрий Абрамович
- Русс Александр Артурович (художник)
Что мы узнали
Закончена «объяснительная» часть урока. Повторим, что узнали.
|
|
Учитель | Ученики |
---|---|
— Что на рисунке обозначено цифрами 1 и 2? | — Правила техники безопасности! |
— Какие? | — Нельзя трогать провода, руки должны быть сухими и чистыми! |
— А что скрывается под цифрой 3? | — Информатика! |
— А чему учит информатика? | — Работать на компьютере! |
— А кто там грустит под цифрой 4? | — Робот! |
— Как работает робот? | — Сам! Автоматически! |
— Может быть роботом управляет человек? | — Нет! |
— А кто же им управляет? | — Компьютер! |
— А где же находится компьютер? | — Внутри робота! |
Домашнее задание
Сейчас самое время предъявить домашнее задание! Остаток урока посвящён практике, и детей будет нелегко потом от неё отвлечь.
Задание РОБОТ |
Задание РОБОТ. В рабочей тетради нарисовать робота на первой странице и подписать имя робота. Рисунок можно вырезать и наклеить. Подготовить краткий рассказ по примерному плану:
В конце урока каждому ученику вручается листочек с описанием домашней работы. Кроме задания РОБОТ в него входит работа с уроком 1 по электронному учебнику. Листочки предназначены, конечно, родителям. Их можно распечатать из файла home/01/home.doc Это же домашнее задание в Интернете. |
Первый рисунок в рабочей тетради в совокупности со сданным зачетом по ТБ послужит «пропуском» в страну Роботландию. Этот факт можно будет отметить, например, буквой R на обложке тетради ребенка.
Физминутка
Примерный сценарий разминки приводится справа. |
«Да — Нет»
А теперь пришла пора — Игра называется «Да — Нет». Я говорю фразу, а вы, если она верная, отвечаете «да» и приседаете, если же не верная, то говорите «нет» и подпрыгиваете.
Если верно — все присядем, Начинаем!
На дворе растет трава, да? Молодцы! Теперь садимся тихонько на место. Продолжаем урок… |
Практикум(п): соберём ли мы слово РОБОТ?
Практикум выполняется без компьютера (за партой): собираем слово РОБОТ.
Цель: закрепление правописания ключевых слов информатики.
![]() Для проверки слово выводится на экран.
Дополнительное задание: какие ещё слова можно собрать из этих букв? Отбор, борт, бот, бор, тор, рот. |
На столах для детей подготовлен раздаточный материал: буквы Р, О, Б, О, Т на карточках. Задание. Собрать слово РОБОТ. Можно попросить проверить работу соседа по парте. Если в классе есть интерактивная доска, то прекрасным упражнением будет сборка слова из букв на доске. |
Картинки с буквами можно распечатать из папки work/01/robot.
Практикум(к): работа мышью (щелчки, переходы, флажки)
Цель: отработка мышиных операций.
|
Сначала покажем детям, как правильно держать мышь: обхватываем её рукой и оставляем указательный палец свободным для щелчков и прокрутки колёсиком.
Возможно, среди детей будут левши. В таком случае полезно посоветоваться с родителями: надо ли перенастраивать мышь для такого ребёнка под левую руку. |
Объясняем алгоритм щелчка на этом слайде, затем показываем переходы и работу с флажками на странице урока в электронном учебнике.
Выполняем задания практикума в электронном учебнике. |
Первые задания для выполнения за компьютером даются на отработку мышиного щелчка. Многие ребята смогут без труда выполнить подобное задание. Однако для некоторых детей это может оказаться сложным. Важно не упустить из виду ни одного ребёнка, чтобы не возникла боязнь неумения, страх перед работой за компьютером. Такое не часто, но случается. Поэтому задача первых компьютерных практик — выявление и устранение проблем при работе с мышью. Возможно, вы пойдете по пути формирования группы помощников — тех ребят, которые с лёгкостью выполняют предложенные упражнения, и будут помогать другим. На детских компьютерах загружена страничка Практикума первого урока. Учителю необходимо сначала объяснить ребятам, какая задача перед ними ставится и как выполняется практикум. |
|
При работе с Практикумом и Зачётом детям придется прокручивать страничку. Если дети испытывают трудности при работе с колёсиком мыши, предложите им перемещать страницу с помощью клавиш-стрелок. Это самый простой вариант. |
Зачёт
Выполняем задания зачёта в электронном учебнике.
|
Первый зачёт учебника продолжает серию упражнений с мышью: отвечая на задания, дети используют приёмы, с которыми познакомились в практикуме (щелчки, флажки). Полученная в результате выполнения зачёта оценка (Профессор, Студент, Торопыжка или Незнайка) — один из самых ярких эмоциональных моментов урока. Роботландские оценки помнят все! Если по времени зачёт не вписался в урок, его можно включить в домашнее задание. Возможно, зачёт на уроке послужит дополнительным заданием для самых умелых ребят (награда за успехи). |
Что мы узнали
|
В этом слайде сконцентрировано всё новое знание урока. Имеет смысл повторно вывести его на экран в конце урока. И если ученик, выходя из класса, будет видеть эту картинку, она невольно закрепится в его памяти. Сработает психологический эффект «края», эффект непроизвольного запоминания начальных и конечных элементов. |