Рисуем на компьютере
Азы информатики
Регистрационная метка

Узы творчества Автор книги — Дуванов Александр Александрович.
Руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования “Роботландия+”. Главный разработчик ПМК “Роботландия”.

Для каждой книги “Азов информатики” художник Александр Русс создает новый вариант портрета автора. Он берет фотографию, обрабатывает её в редакторе Photoshop, добавляет рисованные фрагменты, персонажи, задействованные в книге. Ну, чтобы читателю не скучно было смотреть на одно и то же лицо!

Портрет автора в этой книге имеет особый смысл. С одной стороны он демонстрирует возможности обработки иллюстраций на компьютере, а с другой — наполнен художественным умыслом: узы творчества, возникающие от незнания и неумения, преодолеваются азартом и стремлением к познанию!

Александр Русс сам становится персонажем этой книги. Шурик приходит к братьям и приносит им свои знания и практический опыт компьютерного художника.

Содержание книги

Основы информатики в этой книге предъявляются читателю на базе построения и редактирования компьютерных изображений. Инструментальные среды практикума: Paint (Microsoft), Adobe Photoshop, графическая машина редактора Word (Microsoft), ACDSee (браузер картинок), Xara (векторный редактор).

Особое место в книге отводится темам, связанным с построением и редактированием векторных изображений.

Книга учитывает возрастающую направленность использования графических сред для подготовки web-графики. Рассматриваются популярные web-форматы, приемы обработки изображений, правила оптимизации графических файлов, основы дизайна графических страниц.

Кроме освещения тем связанных с теорией обработки графической информации и показом интерфейсов графических редакторов, книга действительно учит рисовать на компьютере. Всех без исключения!

Такое оптимистическое заявление основано на личном опыте автора, который, не обладая художественными способностями, смог самостоятельно подготовить для этой книги около 90% иллюстраций (всего в книге более 1000 картинок).

Автор старательно препарировал свой опыт, обнажал суть конструирования рисунка, с особой тщательностью описывал “грабли”, которыми набивал себе шишки. В итоге появилось ощущение: рисовать на компьютере действительно очень просто! Каждый, кто поработает с этой книгой, убедится в этом на личном опыте.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. Рисунки на компьютере

    Рисунки на компьютере. Возможности компьютерной графики. Области приложения компьютерной графики. Алгоритмы рисования в редакторе Word. Приемы построения и редактирования векторного рисунка.

  2. Графическая система компьютера

    Как строится изображение на экране. Графическая система компьютера (монитор, сканер, принтер, другая “железная” поддержка). Построение векторного рисунка в редакторе Word.

  3. Paint: выделение, перенос, копирование

    Интерфейс редактора, его настройки. Выделение, перенос, копирование, откатка/накатка, вставка из файла, копирование в файл.

  4. Paint: преобразования рисунка

    Отражения, повороты, наклоны, растяжение, сжатие, копия экрана.

  5. Paint: построение линий

    Инструменты: Линия, Кривая. Изменение масштаба, пикселная сетка.

  6. Paint: построение фигур

    Инструменты: Прямоугольник, Скругленный прямоугольник, Многоугольник, Эллипс. Тени, блики, вдавленные, приподнятые объекты. Работа с координатами.

  7. Paint: компьютерные цвета

    Теория цвета. Компьютерные цвета. Цветовые модели: аддитивные (RGB), субтрактивные (CMYK), перцепционные (HSB). Рекомендации по работе с цветом. Вычисление цветности монитора. Вычисление размера видеопамяти. Режимы работы монитора. Выбор цвета в редакторе, основная палитра, дополнительные цвета, конструирование цвета, заливка.

  8. Paint: рисование

    Инструменты: Карандаш, Кисть, Распылитель, Ластик, Надпись. Приёмы работы, антиалиасинг, классификация шрифтов. Обзор возможностей редактора Paint, его слабые стороны и ограничения.

  9. Форматы графических файлов

    Анатомия графических форматов: BMP, GIF, JPEG. Обзор форматов: растровые (PNG, TIFF, PSD), векторные (WMF), универсальные (EPS, CDR, WEB, XAR). Выбор подходящего формата. Оптимизация графики. Масштабирование картинок.

  10. Фотокамера, сканер, монитор, принтер

    Устройство и работа фотокамеры, фотоплёнки. Цифровая фотография. Преимущества и недостатки цифровой фотографии. Устройство и работа сканера, монитора, принтера. Оптическое разрешение фотопленки, цифровой матрицы, сканера, монитора, принтера.

  11. Векторный редактор

    Устройство векторного рисунка и знакомство с векторным редактором. Растяжение и сжатие, удаление, вращение, наклоны, отражения, сложение и вычитание, ближе/дальше, выравнивание, координатная сетка.

  12. Основы векторного редактирования

    Прямоугольники, эллипсы, многоугольники, линейная заливка, заливка по кругу, заливка по эллипсу, заливка растровым изображением, заливка фракталами, объединение объектов, исключение объектов, пересечение объектов, разделение объекта, операции над множествами и высказываниями.

  13. Конструирование векторного рисунка

    Инструменты: Прямая, Кривая, Текст. Преобразование в кривые. Экспорт векторного объекта в растровые форматы GIF, JPEG, BMP. Приёмы конструирования векторного рисунка.

  14. Контрольная работа

    Повторение пройденного материала.

Как работать с книгой

Основной и дополнительный слой

Книга содержит два “слоя” — основной и дополнительный.

Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого. Дополнительный слой — на учителя, который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного чтения и проверки ответов на вопросы книги.

Ссылки на основной слой явно присутствуют в меню (оглавлении) книги. Ссылки на дополнительный слой немного замаскированы (ведь в этой части содержатся ответы на вопросы и решения зачётных классов).

Основной слой имеет следующую структуру:

  • Читальный зал. Раздел содержит фактический материал урока.
  • Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
  • Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
  • Практикум. Работа на компьютере по теме урока.
  • Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.

Переход на дополнительный слой из основного

Переход на дополнительный слой в каждом уроке книги выполняется мышиным щелчком по названию урока в его начале или щелчком по кнопке со знаком вопроса в его конце.

Например, в первом уроке переход на дополнительный слой выполняется щелчком по заголовку в начале урока:

Рисунки на компьютере

Или мышиным щелчком по кнопке со знаком вопроса в конце урока:

Материал для учителя

Возврат к основному тексту

Вернуться из дополнительного слоя в основной можно мышиным щелчком по заголовку урока в начале страницы:

Рисунки на компьютере

Или мышиным щелчком по кнопке со стрелкой в конце текста:

Урок 1. В редакции "Школьной газеты"

Удаление дополнительного слоя

Если из педагогических соображений необходимо закрыть доступ учеников к дополнительному слою, то это достигается удалением соответствующих файлов в копиях книги, установленных на ученических компьютерах.

Удаляются следующие файлы:

  • .\draw\01t.htm (“Рисунки на компьютере”)
  • .\draw\02t.htm (“Графическая система компьютера”)
  • … и так далее

Методика

Книга состоит из глав-уроков. Как правило, изучение главы потребует нескольких школьных часов. Сколько именно, зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет материал учебника. Ниже в этом разделе приводится план занятий, рассчитанный на 34 школьных часа.

Каждая глава учебника состоит из следующих частей:

  • Читальный зал (фактический материал урока).
  • Конспект (ключевые фразы урока).
  • Вопросы (вопросы по теме урока, они повторяются в читальном зале).
  • Практикум (практическая работа за компьютером).
  • Зачетный класс (электронный экзамен по теме урока).

О конспектах книги. Конспект можно рассматривать как краткое изложение темы. Часто конспект не повторяет буквально фрагменты текста Читального зала, а проводит обобщения, которые можно сделать только после знакомства со всем материалом урока и его осмыслением.

Знакомить детей с конспектом настоятельно рекомендуется.

Можно предложить такую схему работы.

  1. Детям выдается на дом распечатанный на бумаге материал Читального зала.
  2. На уроке идет обсуждение темы. Учитель использует вопросы Читального зала как сценарий построения урока.
  3. Детям вместе с домашним заданием выдается распечатанный Конспект урока. Дома дети читают Конспект и конспектируют его! Они записывают в свои тетради одни только словесные формулы.
  4. На следующем уроке учитель принимает конспекты детей на проверку. Он выставляет за конспекты оценки, отмечая лучшие образцы.
  5. Дети выполняют задания Зачетного класса, имея распечатанный конспект у себя на рабочем столе.

Замечание. При наличии у детей бумажных книг курса необходимость в распечатках отпадает.

Валентина Алексеевна Козлова (учитель информатики из Перми) рекомендует следующий план организации обучения:

  • Знакомство с материалом урока. Тема урока излагается учителем в классе или ученик знакомится с ней по текстам “Читального зала” самостоятельно дома. В последнем случае этот раздел учебника лучше распечатать для уменьшения вредных воздействий монитора на глаза ребенка (особенно, если монитор невысокого качества). Полезно конспектирование в тетради, поскольку оно способствует лучшему усвоению материала.
  • Обсуждение темы урока. В основу можно положить вопросы из раздела “Задания” и ключевые фразы из раздела “Конспект”.
  • Практикум. Любой опыт или эксперимент содействует закреплению новых знаний, переводя их из абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того, компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.
  • Зачетный класс. Школьники решают задания до тех пор, пока не получат звание Профессор (нет ошибок, оценка 5) или звание Студент (1-2 ошибки, оценка 4):
    Профессор Студент
    Если получены звания Торопыжка (много ошибок) или Незнайка (очень много ошибок), то зачетный класс лучше решить заново.
    Торопыжка Незнайка
  • Обсуждение заданий зачета. После того как ученики сдали зачет, необходимо публично еще раз пройтись по вопросам. Пусть дети обоснуют выбор того или иного ответа.

Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на два: на первом — изложение материала и практикум, на втором — обсуждение (повторение) на основе разделов “Вопросы” и “Зачетный класс”.

В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения материала перейти к “Зачетному классу”.

Домашние задания

Почти все домашние задания книги предложены Валентиной Алексеевной Козловой. Они разбиты на три группы.

Вариант1Вариант 1

Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и приемах, изученных и освоенных на занятии.

Вариант2Вариант 2

Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.

Вариант2Вариант 3

Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на последнее).

Планы уроков

По мнению автора, материал книги реально освоить за 34 школьных часа:

Название урока книги Число
школьных
часов
1Рисунки на компьютере2
2Графическая система компьютера3
3Paint: выделение, перенос, копирование2
4Paint: преобразования рисунка3
5Paint: построение линий2
6Paint: построение фигур3
7Paint: компьютерные цвета3
8Paint: рисование3
9Форматы графических файлов3
10Фотокамера, сканер, редактор, принтер2
11Векторный редактор2
12Основы векторного редактирования2
13Конструирование векторного рисунка2
14Контрольная работа2
 Итого34

Конкретные планы зависят от подробности изучения тем курса и количества времени, отводимого на обучение. Кроме того, каждый учитель имеет собственное представление о том, как должно строиться обучение.

Благодарности

Валентина Алексеевна Козлова — традиционный “генератор” домашних заданий — добавила на страницы книги яркую палитру превосходных упражнений, которые отражают личные педагогические взгляды Валентины Алексеевны и частично, богатый пермский опыт преподавания информатики в школе.

Валентина Алексеевна — мой добрый давний товарищ. Мы никогда не виделись в реальной жизни, но наше виртуальное общение за длинные годы позволяет расценивать его как настоящую дружбу. Мне здорово повезло, что именно Валентина Алексеевна выступает в роли моего первого критика. Её строгие комментарии преподносятся автору бутербродом: на основательный слой критических замечаний “намазываются” комплименты и даже восторги!

Ну, кто из вас, милые читатели, не позавидует мне, поднимите руки? Ага! Рук я не заметил!

Сергей Львович Островской — главный редактор газеты “Информатика”, которая очень нравится школьным учителям — это мой второй виртуальный товарищ, который серьезно влияет на мои книги. Он лично знаком с Валентиной Алексеевной, и так же как она оказывает мне серьезную моральную поддержку. Без такой двойной поддержки у меня бы не хватило смелости идти наперекор общепринятым представлениям и создавать книги, подобные той, которую вы сейчас настроились полистать.

Учителя-практики — руководители команд Роботландского университета, которые со своими подопечными идут по “Азам информатики”. Это третий источник моего вдохновения. Коллеги находят время делиться со мной своими впечатлениями от школьных уроков, высказывают критические замечания, предложения и, опять же, находят слова поддержки и одобрения.

Яков Наумович Зайдельман (ЯНЗ) — мой старинный товарищ ещё со времен трудов над курсом “Роботландия”. Я не встречал человека, который наряду со способностью к синтезу обладал бы такой же (а то и большей) способностью к анализу. Последнее качество Якова Наумовича делает его превосходным учителем (школьники и студенты от него в восторге) и блестящим критиком. От острого взора ЯНЗ трудно спрятать ошибку, неувязку, неточность. Я очень доволен тем, что редакция бумажной книги была выполнена Яковом Наумовичем. Исправления переносились мною и в электронную книгу, но ЯНЗ её не редактировал, так что с бяками и буками в этой версии Яков Наумович никак не связан. Они на совести автора и будут нещадно искореняться, как только их обнаружит внимательный читатель.

Азы информатики RU 2000/2004 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Об “Азах информатики” письмо автору об авторах