Paint: построение фигур
Регистрационная метка
Рисуем на компьютере

Растровая и векторная геометрия

И растровый, и векторный редактор строят линии и фигуры одинаково: в основе этих построений лежат математические формулы.

Разница проявляется тогда, когда изображение объекта построено.

Растровый редактор “забывает” о том, что созданная группа пикселов относится к одному объекту. Новые точки теряются среди множества остальных точек рабочего поля. Построенную линию или фигуру уже нельзя изменить в рамках её математических описаний. Все изменения теперь выполняются при помощи выделения фрагмента и работы с ним. А большинство преобразований фрагмента приводит к ухудшению качества изображения.

Векторный редактор хранит в своей памяти не точки рабочего поля, а математические описания построенных объектов. Это означает, что пользователь всегда может вернуться к ранее построенным объектам и изменить любые их свойства, которые были доступны в момент создания.

Пусть, например, в рабочем поле на прямоугольник наложен эллипс:

В векторном редакторе прямоугольник легко “вытащить” наверх:

Легко изменить свойства фигур и их взаимное расположение:

В растровом редакторе порядок следования фрагментов по оси, перпендикулярной плоскости экрана можно выполнить, если только редактор позволяет рисовать изображение послойно: меняется порядок следования слоев. Редактор Photoshop обладает такой возможностью, редактор Paint — нет.

Что касается изменений свойств построенных фигур, то в растровом редакторе это невозможно.

Техника придания объёма изображению

Среди технических приемов рисования, рассмотренных в уроке, рекомендуется обратить особое внимание на правила построения теней, бликов, вдавленных в плоскость и приподнятых над ней объектов.

Построение бликов рассмотрено в примере Читального зала. Построение теней, вдавленных и приподнятых объектов — в заданиях Практикума и вопросах к уроку.

Эти построения довольно часто приходится выполнять в практике рисования объёмных объектов.

Домашние задания

Ниже приводятся ответы на домашние задания варианта 1.

  1. В первой строке — контуры фигур, во второй — закрашенные фигуры.



  2. Во второй строке цвета фигуры и её контура меняются местами.



  3. У звезды в нижней строке на один луч меньше, чем у звезды, расположенной над ней.



  4. У каждой следующей звезды на один луч больше. Последовательность звёзд начинается в первой строке и продолжается во второй.



  5. В каждой клетке второй строки расположено три фигуры. Наверху та фигура, которая занимает клетку выше в том же столбце. Дополнительно можно отметить, что слева находится фигура, которая расположена слева в первом столбце, если считать, что первая строка склеена в кольцо.



  6. Круги в клетках таблицы (их число и расположение) соответствуют номеру строки и номеру столбца соответствующей табличной клетки.



Вопросы

Ответы на вопросы

  1. Какие геометрические фигуры есть в наборе инструментов графического редактора?

    Ответ.



  2. Какие свойства фигур можно дополнительно задавать в меню свойств?

    Ответ. Меню свойств фигур в Paint содержит три позиции:



    Пиктограммы наглядно показывают, что можно строить:
    • границу фигуры;
    • закрашенную фигуру с границей;
    • закрашенную фигуру без границы.

  3. Каким образом в Paint можно задать толщину границ для геометрических фигур?

    Ответ. Перед рисованием фигуры нужно выбрать в меню инструментов Линия (или Кривая) и установить нужное значение:



  4. Каким цветом будет нарисована контурная фигура при рисовании левой кнопкой мыши?

    Ответ. Основным цветом.

  5. Каким цветом будет нарисована контурная фигура при рисовании правой кнопкой мыши?

    Ответ. Цветом фона.

  6. Каким цветом будет закрашена фигура и какой цвет будет иметь её граница при рисовании левой кнопкой мыши?

    Ответ. Граница основным цветом, внутренность — цветом фона.

  7. Каким цветом будет закрашена фигура и какой цвет будет иметь её граница при рисовании правой кнопкой мыши?

    Ответ. Граница цветом фона, внутренность — основным цветом.

  8. Каким цветом будет нарисована закрашенная фигура без границы при рисовании левой кнопкой мыши?

    Ответ. Основным цветом.

  9. Каким цветом будет нарисована закрашенная фигура без границы при рисовании правой кнопкой мыши?

    Ответ. Цветом фона.

  10. Можно ли изменить толщину границ, вид фигуры и её цвет после того, как она нарисована?

    Ответ. В растровом редакторе нельзя. Этим отличается растровое рисование от векторного: в векторном редакторе всегда можно изменить свойства построенного ранее объекта.

  11. Как рисовать правильные фигуры?

    Ответ. Рисование правильных фигур выполняется с нажатой клавишей Shift.



  12. Расскажите алгоритм построения прямоугольника и эллипса.

    Ответ.

    Алгоритм построения прямоугольника и эллипса

    1. Выбрать инструмент Линия:



    2. Выбрать толщину линии:



    3. Выбрать инструмент:



    4. Установить вид фигуры:



    5. Выбрать цвета:



    6. Установить курсор мыши в начальную точку:



    7. Нажать левую (основной цвет) или правую (цвет фона) кнопку мыши и, не отпуская ее, “вытягивать” фигуру:



    8. Отпустить кнопку мыши:




  13. Расскажите алгоритм построения многоугольника.

    Ответ.

    Алгоритм построения многоугольника

    1. Выбрать инструмент Линия:



    2. Выбрать толщину линии:



    3. Выбрать инструмент Многоугольник:



    4. Установить вид многоугольника:



    5. Выбрать цвета:



    6. Установить курсор мыши в первую вершину:



    7. Повторять:

      1. Нажать кнопку мыши и, не отпуская ее, “вытягивать” линию в очередную вершину:



      2. Отпустить кнопку мыши:



    8. На последней вершине выполнить двойной щелчок:




  14. Можно ли построить многоугольник, состоящий из нескольких замкнутых областей?

    Ответ. Можно строить многоугольники, состоящие из одной или нескольких замкнутых областей (порядок построения вершин на иллюстрации пронумерован):



  15. Предложите разные способы рисования фигур с тенью.

    Ответ. Можно предложить три типа тени:



    1. “Тень на стене”. Тень строится из такой же фигуры, как основная, но без границы и серого цвета.
    2. “Тень на полу”. Тень строится из основной фигуры, уменьшением её по вертикали и наклоном по горизонтали.
    3. “Тлеющая тень”. Тень строится из основной фигуры, увеличением её и приданием нужного оттенка.

    Тень получается лучшего качества, если её края слегка “размыты”:



    К сожалению Paint не имеет инструментов для автоматического “размывания” границ и выполнения цветовых растяжек.

  16. Внимательно рассмотрите кнопки графического редактора, других приложений. Предложите способ построения вдавленной в поверхность и приподнятой над поверхностью кнопки.

    Ответ. Обводка контура кнопки сверху и слева (справа) белым, а снизу и справа (слева) чёрным приподнимает её над поверхностью.

    Обводка контура кнопки сверху и слева (справа) чёрным, а снизу и справа (слева) белым вдавливает её в поверхность.



Азы информатики RU 2000/2004 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Урок 6. Paint: построение фигур Письмо автору Об авторах