![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||
![]() |
Цветовые моделиЦветовые модели можно разделить на три класса:
Аддитивные моделиRGB (Red красный, Green зелёный, Blue синий) аддитивная модель. Экран компьютера чёрного цвета в неактивном состоянии. К чёрному цвету (отсутствие всякого светового излучения) добавляются цветовые компоненты и получаются различные цвета от чёрного (отсутствие цвета) до белого (максимальная интенсивность всех компонент). Субтрактивные моделиCMY (Cyan голубой, Magenta пурпурный, Yellow жёлтый) субтрактивная модель, используется в полиграфии (в том числе при печати картинок на принтере). Бумага изначально белая. Из белого цвета можно вычитать цветовые RGB-компоненты и получать различные цвета от белого (ничего не вычитаем) до чёрного (вычитаются все компоненты с максимальной интенсивностью). Например, если наложить друг на друга пурпурный и жёлтые красители, то на бумаге получается красный цвет. Чтобы понять, почему так происходит, достаточно написать соотношения, связывающие аддитивные (красный, зелёный, синий) и субтрактивные (голубой, пурпурный, жёлтый) цвета:
Пурпурный краситель вычитает из белого цвета зелёную компоненту, а жёлтый синюю. Значит, в итоге остаётся красный цвет:
Вычитание CMY-цветами одной из RGB-компонент белого цвета основано на поглощении красителем соответствующего цвета:
В реальном полиграфическом процессе получение чёрного цвета смешиванием голубого, пурпурного и жёлтого красителей не используется по трём причинам:
По описанным выше причинам к трём основным краскам (голубая, пурпурная, жёлтая) добавляют ещё одну чёрную, и модель CMY превращается в CMYK (Cyan голубой, Magenta пурпурный, Yellow жёлтый, blacK чёрный). Чёрный цвет в этой модели обозначается аббревиатурой K, чтобы не путать его с синим. Цветовой охват системы CMYK уже, чем у RGB на бумаге невозможно воспроизвести некоторые особенно яркие и насыщенные экранные цвета. Поэтому, если изображение предназначено для вывода на бумагу, лучше всего с самого начала при рисовании использовать цвета CMYK. Для сохранения изображения в цветовой кодировке CMYK чаще всего используют файловый формат TIFF. Следует отметить, что и модель RGB даже в режиме True Color не охватывает все цвета, которые способен воспринять человеческий глаз. Например, натуральный ярко-оранжевый апельсиновый цвет в экранной палитре отсутствует. С другой стороны, на экране можно получить цвета, которые редко встречаются в природе, например, чистый фиолетовый цвет. Перцепционные моделиЭти модели базируются не на физических свойствах цвета, а на восприятии его человеком. С помощью перцепционных интерфейсов очень удобно подбирать цвета, и все графические редакторы содержат такие средства для работы с цветом. HSB (от Hue цветовой тон, оттенок; Saturation насыщенность, контрастность; Brightness яркость) перцепционная модель. Эта система представления цвета в разных редакторах называется по-разному. Можно встретить обозначение HSV (от Hue цветовой тон, оттенок; Saturation насыщенность, контрастность; Value величина яркости) или HLS (от Hue цветовой тон, оттенок; Lightness освещённость; Saturation насыщенность). Оттенок (тон)Эта компонента задаёт цвет на радуге максимально яркий и насыщенный.
Насыщенность (контраст)Эта компонента определяет пропорцию, в которой к цвету чистого тона добавляется равный ему по яркости бесцветный серый. Максимально насыщенный цвет не содержит серого вообще, а при нулевой насыщенности в смеси отсутствует основной тон.
Изменение тона при нулевой насыщенности не приводит к изменению цвета он остаётся серым. ЯркостьМаксимальное значение этой компоненты превращает любой цвет в белый, а минимальное в чёрный.
Разнообразие перцепционных интерфейсовПерцепционные модели цвета могут быть по-разному представлены в графических редакторах. Рассмотрим несколько примеров. На плоскости задаются тон и насыщенность, а на отдельной линейке устанавливается яркость:
На линейке устанавливается тон, а на плоскости подбираются насыщенность и яркость:
На круге устанавливается тон (по дуге) и насыщенность (по радиусу), а на линейке устанавливается яркость:
На кольце устанавливается тон, а на треугольнике подбираются насыщенность и яркость:
Диапазоны изменения перцепционных компонентНаиболее логичными представляются схемы, в которых тон меняется от 0° до 360° (по цветовому кругу), а насыщенность и яркость от 0% до 100%:
В интерфейсной цветовой схеме редактора Paint все три HSB-компоненты меняются от 0 до 240 условных единиц. Понятно, что абсолютные значения HSB-компонент не играют никакой роли ведь в компьютере цвет кодируется по схеме RGB. Цвета радугиДавайте посмотрим на тоновую палитру, склеенную в кольцо:
Можно заметить, что в радуге преобладают 6 цветов: три RGB-цвета красный, зелёный, синий и три CMY-цвета, расположенные точно между ними голубой, пурпурный, жёлтый. Вспомним соотношения между этими цветами:
синий + зелёный = голубой Цвета, расположенные в верхней половине кольца относятся к тёплым цветам, а в нижней к холодным. Считается, что тёплый цвет приближает предмет, привлекая к нему внимание. Холодный отдаляет, успокаивает. Рекомендации по работе с цветомЧеловеческий глаз устроен таким образом, что одни и те же цвета могут восприниматься по-разному. При уменьшении площади, которую занимает цвет, оттенки становятся малоразличимы, и цвета визуально теряют насыщенность. Это особенно хорошо заметно на цветных текстах:
Практическая рекомендация: для объектов с маленькими закрашенными площадями нужно выбирать яркие цвета (6 основных цветов на радуге плюс белый и чёрный цвета), а для сложных цветов со слабонасыщенным тоном использовать большие площади.
Чёрные и белые цвета не терпят примесей в небольших количествах. Лучше использовать их в натуральном виде. К белому можно добавлять немного синьки:
Чёрный и белый цвет являются особыми цветами. Их нет в радуге, а в то же время любой цвет превращается в чёрный при уменьшении яркости до нуля и в белый при увеличении яркости до максимального значения. Эти цвета наиболее часто используются в дизайне, так как они хорошо сочетаются с большинством других цветов. Если вы чувствуете себя не совсем уверенно в цветовом пространстве возьмите за основу чёрный и белый цвета, добавьте к ним красный эта палитра вас не подведёт:
Цвета, расположенные рядом выглядят несколько иначе, чем взятые по отдельности, кроме того, вид цвета зависит от площади, которую он занимает. Например, маленький объект тускло-синего цвета внутри большого ярко-зелёного приобретает зелёный оттенок:
На границах цвета меняют свой вид. Тёмный цвет рядом со светлым становится ещё темнее, а светлый ярче:
ПрактикумРабочие файлы для практикума расположены в каталоге: .\draw\work\unit07\ Возможные результаты работы над заданиями приводятся ниже. Задание 1. Волшебник Изумрудного Города
Задание 2. Бабочка
Задание 3. Медвежьи радости
Задание 4. Трубопровод
Задание 5. Красные шары
Задание 6. Аквариум
Задание 7. Кот и пёс
Задание 8. Хранитель
Ответы на вопросы
Решения зачётного классаЗачёт 1 Арифметика компьютерного цвета Работа с кодированием цвета по системе RGB. Зависимость между числом градаций интенсивности компонент и числом цветов в палитре. Представление цвета в двоичном коде. Расчёт количества видеопамяти, необходимой для поддержки заданного разрешения монитора. Зачёт 2 Определение цвета в палитре цветов Тренировка цветового восприятия: нахождение заданного образца цвета в палитре. Задача не так проста, как кажется на первый взгляд. Ее решение осложняется разными размерами образца цвета и шаблонов цветовой палитры (цвет на разных площадях, как известно, воспринимается немного по-разному). Задача имеет практическое значение, моделируя работу с палитрой графического редактора. Задания построены на Web-палитре, рассчитанной на нормальное отображение цветов на экранах 256-цветных мониторов. В этой палитре каждая RGB-компонента может принимать 6 значений интенсивности. Всего в ней: 6 · 6 · 6 = 216 цветов. Зачёт 3 Кодирование цвета в модели RGB Задания рассчитаны на чувственное закрепление теории получения цвета смешением цветовых компонент разной интенсивности. Зачёт 4 Двоичное кодирование цвета Двоичное кодирование цвета. Восемь основных цветов: три RGB-цвета (красный, зелёный, синий), три CMY-цвета (голубой, пурпурный, жёлтый) и два универсальных цвета (белый, чёрный).
|
||||||||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |