|
На этой странице:
Особенность векторного рисования
Векторная иллюстрация, например, этот маленький барабанщик
представляет собой иерархическое дерево объектов:
Общая картинка собирается из кирпичиков-объектов, и художник
продвигается от листьев иерархического дерева к его корню.
В этом и состоит особенность векторного рисования. Ведь мы привыкли к
обратной последовательности: сначала общие контуры, затем прорисовка
деталей. При векторном рисовании приходится двигаться в обратном
направлении: от деталей к общему целому.
Преодолеть эту психологическую трудность на первых порах можно при
помощи чернового наброска, выполненного на бумаге. Бумажная заготовка
поможет представить общие очертания, разбить рисунок на части-объекты.
Со временем необходимость в бумажном черновике отпадёт: художник будет
удерживать общие контуры рисунка в своём воображении, мысленно разбивая
рисунок на части и прорисовывая для них векторные объекты.
Операции над объектами
Комбинирование графических объектов можно интерпретировать как операции
над множествами или как операции над высказываниями.
Этот материал достаточно полно изложен в Читальном зале и поддержан
двумя зачётными классами.
При помощи операций над объектами можно построить много интересных
изображений. На рисунках показано несколько примеров.
Заливка
Заливка позволяет придать объекту фактуру, объём, создать эффект
освещения. В редакторе Xara X есть новые интересные заливки
(примеры показаны на рисунках).
Заливка при помощи растровых изображений позволяет добавить на векторный
рисунок колорит природных материалов. Примеры растровых заливок показаны
на рисунках.
Практикум
Рабочие файлы для практикума расположены по адресу:
.\draw\work\unit12\
Ответы на вопросы
-
Как построить фигуру?
Ответ.
-
Выбрать пиктограмму на панели инструментов рисования редактора.
-
Установить способ построения на панели свойств инструмента (вытягивание
по радиусу, по диаметру, по контуру), задать дополнительные параметры
(тип фигуры, скругление углов).
-
Рисовать фигуру протягиванием мыши с нажатой левой кнопкой (и клавишей
Ctrl для правильных фигур):
-
Выбрать (или записать) толщину линии контура на стандартной панели:
-
Выполнить закраску: щелчок левой кнопкой в палитре окраска
фигуры, правой контура.
Закраску можно выполнить перетаскиванием цвета из палитры на
внутренность фигуры и на её контур.
-
Выполнить (при необходимости) заливку фигуры или её преобразование
(изменение размера, наклоны, повороты, перенос).
-
Как построить контурную фигуру?
Ответ.
Нужно закрасить внутренность фигуры прозрачным цветом:
Окраска внутренности в цвет фона не поможет, если построенная
фигура должна накладываться на другой объект:
-
Как построить линейную заливку объекта?
Ответ.
-
Выделить объект на рабочем поле.
-
Выбрать инструмент Заливка.
-
Выбрать вид заливки Linear.
-
Построить управляющий вектор (задаёт направление изменения цвета,
плавность цветового перехода) и выбрать два цвета заливки для маркеров
на концах вектора.
-
Как построить заливку объекта по кругу?
Ответ.
-
Выделить объект на рабочем поле.
-
Выбрать инструмент Заливка.
-
Выбрать вид заливки Circular.
-
Управление заливкой выполняется при помощи вектора, начало которого
показывает центр цветового круга (первый цвет), конец
границу круга (второй цвет), а длина задаёт радиус (плавность цветового
перехода):
-
Как построить заливку объекта по эллипсу?
Ответ.
-
Выделить объект на рабочем поле.
-
Выбрать инструмент Заливка.
-
Выбрать вид заливки Elliptical.
-
Заливка задаётся положением центра цветового эллипса (первый цвет), и
двумя его полуосями. Второй цвет размещается на границе эллипса (в
концевой точке любой полуоси). Длины полуосей задают плавность перехода
цвета в каждом направлении.
-
Как построить заливку объекта растровой картинкой?
Ответ.
-
Выделить объект на рабочем поле.
-
Выбрать пиктограмму Галерея заливок на панели галерей редактора:
-
Выбрать заливку в галерее:
-
На нужном образце щёлкнуть правой кнопкой мыши и выбрать в меню пункт
Apply as fill (Применить как заливку):
Образец заливки можно и просто перетаскивать мышью из галереи на объект.
-
Выбрать инструмент Заливка.
-
Выбрать вид заливки Bitmap и настроить её.
-
Заливка настраивается изменением длин и направлений управляющих
векторов, подбором двух цветов: первый цвет задаётся маркером в
начальной точке, второй на концах каждого вектора:
-
Как построить заливку объекта фрактальным изображением?
Ответ.
-
Выделить объект на рабочем поле.
-
Выбрать инструмент Заливка.
-
Выбрать вид заливки Fractal clouds и настроить её.
-
Заливка настраивается изменением длин и направлений управляющих
векторов, подбором двух цветов: первый цвет задаётся маркером в
начальной точке, второй на концах каждого вектора:
-
Как объединить два объекта в один?
Ответ.
Выделить объекты в одну группу (но не группировать) и нажать
кнопку объединения на панели работы с объектами:
-
Как удалить из объекта часть, перекрытую другим объектом?
Ответ.
Выделить объекты в одну группу (но не группировать) и нажать
кнопку исключения на панели работы с объектами.
От объекта, который расположен ниже, отнимается часть, принадлежащая
верхнему объекту.
-
Как общую часть двух объектов сделать новым объектом?
Ответ.
Выделить объекты в одну группу (но не группировать) и нажать
кнопку пересечения на панели работы с объектами.
От объекта, который расположен ниже, отнимается часть, не принадлежащая
верхнему объекту.
-
Как разрезать объект на несколько объектов-частей?
Ответ.
Нужно поверх объекта наложить объект-шаблон,
выделить объекты в одну группу (но не группировать) и нажать
кнопку разделения на панели работы с объектами.
Контур шаблона станет линией разреза.
-
Что такое множество?
Ответ.
Множество это собрание элементов.
-
Как можно задать множество?
Ответ.
Задать множество можно перечислением его элементов или описанием
характеристического признака, по которому элементы собираются в
множество.
-
Приведите примеры конечного, бесконечного и пустого множеств.
Ответ.
- Конечное множество: множество пикселов внутри квадрата на экране монитора.
- Бесконечное множество: множество точек внутри квадрата.
- Пустое множество: множество квадратов, диагонали которых пересекаются
не под прямым углом.
-
Дайте определение операции объединения двух множеств.
Ответ.
Множество C называется объединением множеств А и
B, если любой элемент из C принадлежит множеству
А или множеству B.
-
Дайте определение операции пересечения двух множеств.
Ответ.
Множество C называется пересечением множеств А и
B, если любой элемент из C принадлежит множеству
А и множеству B.
-
Дайте определение операции разности двух множеств.
Ответ.
Множество C называется разностью между множеством
А и множеством B, если любой элемент из
C принадлежат множеству А и не принадлежит
множеству B.
-
Приведите пример, который демонстрирует некоммутативность разности
двух множеств.
Ответ.
Пусть A = {0, 1, 2}, а B = {1, 2, 3}. Тогда
A\B = {0}, а B\A = {3}.
-
Что такое высказывание?
Ответ.
Высказывание это повествовательное
предложение, смысл которого может быть истинным или ложным.
-
Приведите примеры истинных высказываний, ложных высказываний и
высказываний, истинных при выполнении условия.
Ответ.
- Истинное высказывание: диагонали прямоугольника равны между собой.
- Ложное высказывание: все чётные числа делятся на 4.
- Высказывание истинное при выполнении условия: число делится на
10. Это высказывание истинно, если число оканчивается нулём.
-
Дайте определение логической операции или и изобразите
таблицу истинности для неё.
Ответ.
Операция или связывает два высказывания и образует новое
высказывание C = A или B, которое является
истинным, когда истинно хотя бы одно из двух высказываний, участвующих в
операции (A или B).
Все возможные значения результата в зависимости от значений операндов
операции описывает таблица истинности:
A |
B |
C |
ложь |
ложь |
ложь |
ложь |
истина |
истина |
истина |
ложь |
истина |
истина |
истина |
истина |
-
Дайте определение логической операции и и изобразите
таблицу истинности для неё.
Ответ.
Операция и связывает два высказывания и образует новое
высказывание C = A и B, которое будет истинным, когда
истинны оба высказывания, участвующих в операции (A и
B).
Все возможные значения результата в зависимости от значений операндов
операции описывает таблица истинности:
A |
B |
C |
ложь |
ложь |
ложь |
ложь |
истина |
ложь |
истина |
ложь |
ложь |
истина |
истина |
истина |
-
Дайте определение логической операции не и изобразите
таблицу истинности для неё.
Ответ.
Операция не применённое к высказыванию образует новое
высказывание C = не A, которое будет истинным, когда ложно
высказывание A.
Все возможные значения результата в зависимости от значений операнда
операции описывает таблица истинности:
A |
C |
ложь |
истина |
истина |
ложь |
-
Выведите логическую формулу, которая описывает разность двух множеств.
Ответ.
Пусть даны два множества A и B и два
высказывания, которые будем обозначать теми же буквами:
- Высказывание A: точка принадлежит множеству A.
- Высказывание B: точка принадлежит множеству B.
Построение формулы можно записать в два этапа:
- Строим множество, в котором не лежат элементы из B. Оно
соответствует высказыванию не B.
- Пересекаем построенное множество с множеством A, что
соответствует высказыванию A и не B.
Получаем, что разности множеств A\B соответствует
высказывание A и не B.
Решения зачётных классов
Зачет 1 Операции над множествами
Зачет 2 Логические операции
|