|
Автор книги Дуванов Александр Александрович.
Руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник
негосударственного образовательного учреждения дополнительного
образования Роботландия+. Главный разработчик ПМК
Роботландия.
Содержание книги
В книге представлены четыре больших тематических раздела, финальный
набор контрольных работ и словарь терминов.
1. |
Компьютерные сети
История Интернета. Классификация компьютерных сетей. Локальные и
глобальные сети. Устройство локальных сетей на примере Ethernet.
|
2. |
Как работает Интернет
Пакетная передача, коммутация пакетов. Адресация в Интернете
(доменная, IP). Протоколы Интернета. Маршрутизация. Службы Интернета.
Формат IP-пакета. Формат IP-адреса. Таблицы маршрутизации.
Компьютерные числа. Позиционные системы счисления. Перевод в десятичную.
Перевод из десятичной.
|
3. |
Электронная почта
Адрес электронной почты. Выбор почтовой службы (провайдерская,
корпоративная, коммерческая, бесплатная). Почтовые программы. Как
доставляются письма.
Перевод из системы q в систему qk.
Перевод из системы qk в систему q.
|
4. |
Подготовка и отправка писем
Правила хорошего письма. Устройство почтовых программ. Тема письма.
Проверка правописания. Длина строки.
|
5. |
Приём писем и ответы на них
Правила хороших ответов. Автоматика почтовых программ. Шаблоны писем.
Адресная книга.
|
6. |
Письма с вложениями
Как приложить файл к письму. Архивирование и сжатие файлов. Правила
для писем с вложениями. Как вложение передаётся по электронной почте.
Как извлечь вложение из письма. Как устроено электронное письмо.
Какие бывают кодировки. Как кодируются электронные письма. Транслит.
Настройка почтовых программ.
|
7. |
Web-пространство Интернета
Понятие Web-пространства. Понятие сайта. Понятие гиперссылки.
Просмотр сайта. Разнообразие браузеров. Управление браузером.
Устройство сайта. Системы навигации по сайту. Внутренние и внешние
ссылки. Текстовые и графические ссылки, альтернативный текст.
Графические гипертекстовые карты.
|
8. |
Поиск информации
Поиск на странице, поиск на сайте, поиск в Интернете. Инструменты
поиска: коллекции ссылок, каталоги, рейтенги, индексы, метапоиск.
Особенности поиска: картинок, файлов, книг, определений, карт,
образования, работы, людей.
|
9. |
Одностраничный документ
Простейшая HTML-страничка. Структура HTML-кода. Как работает браузер.
Структура и вид документа. Атрибуты тегов. Цвет фона и цвет шрифта.
Оформление текста. Кодирование списков. Стиль записи кода.
Тестирование и отладка гипертекстовых страниц.
|
10. |
Основы CSS
HTML и CSS. Стили отдельного элемента. Стили отдельного
файла. Стили сайта и фон элемента. CSS-конструирование.
Позиционирование и z-индекс.
|
11. |
Многостраничный документ
Понятие гиперссылки. Кодирование переходов. Разработка
структуры сайта.
|
12. |
Графика на страницах
Графические Web-форматы. Подготовка графики для Web.
Кодирование картинок. Дизайн картинок.
|
13. |
Работа с таблицами
Кодирование таблиц. Дизайн таблицы. Дизайн на таблицах.
|
14. |
Контрольная работа
Повторение пройденного материала.
|
|
Словарь терминов
Представлен толковый словарь терминов и другие справочные материалы.
|
Как работать с книгой
Блок ученика и блок учителя
Книга содержит два блока ученика и
учителя.
Блок ученика ориентирован непосредственно на обучаемого. Блок
учителя на наставника, который сопровождает ученика в
работе над книгой и помогает ему.
В крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно
самостоятельно, он может использовать блок учителя для проверки
ответов на вопросы книги и проверки решений заданий зачётных классов.
Ссылки на блок ученика явно присутствуют в меню (оглавлении) книги.
Ссылки на блок учителя немного замаскированы (ведь в этой части
содержатся ответы на вопросы и решения зачётных классов).
Блок ученика имеет следующую структуру:
-
Читальный зал. Основной фактический
материал урока.
-
Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
-
Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
-
Практикум. Работа на компьютере по теме урока.
-
Зачётный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.
-
Академия. Дополнительный материал по теме урока.
Академия может содержать свои собственные разделы с вопросами, зачётами
и практикумами.
-
FAQ. Ответы на часто задаваемые вопросы. Автор призывает
присылать в свой адрес новые вопросы для этого раздела: ответы появятся в очередной
редакции книги.
-
Полезные ссылки. Ссылки на
полезные ресурсы Интернета по теме урока. И опять просьба поделиться
проверенными полезными ссылками для этого раздела.
Переход в блок учителя
Переход в учительский блок выполняется
мышиным щелчком на название урока в его начале или щелчком на кнопке
со знаком вопроса в его конце.
Например, в первом уроке переход на дополнительный слой выполняется
щелчком по заголовку в начале урока:
Или мышиным щелчком на кнопке со знаком вопроса в конце урока:
Возврат в блок ученика
Вернуться из блока учителя можно мышиным щелчком
на заголовке урока в начале страницы:
Или мышиным щелчком на кнопке со стрелкой в конце текста:
Удаление учительского блока
Если из педагогических соображений необходимо закрыть доступ для учащихся
к блоку учителя, то это можно сделать удалением соответствующих
файлов в копиях книги, установленных на ученических компьютерах.
Удаляются следующие файлы:
- .\net\01t.htm (Урок 1. Компьютерные сети)
- .\net\02t.htm (Урок 2. Как работает Интернет)
-
и так далее
Методика
Книга состоит из глав-уроков. Изучение одной главы потребует
нескольких школьных часов. Сколько именно, зависит от уровня подготовки
школьников, их возраста, подробности изучения, объема стороннего
материала, которым учитель дополняет материал учебника. Ниже в этом
разделе приводится план занятий, рассчитанный на 34 школьных часа.
О конспектах книги. Конспект можно
рассматривать как краткое изложение темы. Часто конспект не повторяет
буквально фрагменты текста, а проводит обобщения, которые можно
сделать только после знакомства со всем материалом урока и его
осмыслением.
Знакомить детей с конспектом настоятельно рекомендуется.
Можно предложить такую схему работы.
- Детям выдается на дом распечатанный на бумаге материал Читального
зала.
- На уроке идет обсуждение темы. Учитель использует вопросы
Читального зала как сценарий построения урока.
- Детям вместе с домашним заданием выдается распечатанный Конспект
урока. Дома дети читают Конспект и конспектируют его! Они записывают в
свои тетради одни только словесные формулы.
- На следующем уроке учитель принимает конспекты детей на проверку.
Он выставляет за конспекты оценки, отмечая лучшие образцы.
- Дети выполняют задания Зачетного класса, имея распечатанный конспект
у себя на рабочем столе.
Зачётные классы
Школьники решают задания до тех пор, пока не получат звание Профессор (нет ошибок, оценка 5) или
звание Студент (1-2 ошибки,
оценка 4):
Если получены звания Торопыжка (много ошибок)
или Незнайка (очень много ошибок), то зачётный
класс лучше решить заново.
После того как ученики сдали зачёт, необходимо публично еще раз
пройтись по вопросам. Пусть дети обоснуют выбор того или иного
ответа.
Рекомендуется рассматривать автоматический зачётный класс как
тренировку перед сдачей живого зачёта учителю.
Домашние задания
Домашние задания книги помечены следующими ярлыками:
Вариант 1
Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят
репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и
приемах, изученных и освоенных на занятии.
Вариант 2
Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме
репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.
Вариант 3
Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей
интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут
как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик
сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на
последнее).
На уроке у Нины Дмитриевны
В учительских блоках присутствует ссылка:
На уроке у Нины Дмитриевны
|
Нина Дмитриевна Шумилина учитель информатики
Тверской гимназии № 6. Нина Дмитриевна
подробно рассказывает, как проходили реальные уроки у неё в школе,
приводит ориентировочные поминутные планы, даёт советы, рекомендации,
предлагает дополнительные задания, делится впечатлениями и наблюдениями.
|
Автор уверен, что этот раздел учительского блока будет необычайно
полезен, как начинающим, так и опытным педагогам. Он послужит
отправной точкой, для создания собственной педагогической траектории курса.
Отметим, что уроки Нины Дмитриевны носили экспериментальный характер,
шли в режиме поиска, при отсутствии бумажного учебника, часто по
черновому электронному варианту. Этот опыт дал автору богатый
материал для правок, приблизив курс к реальным школьных потребностям.
В силу пионерского характера Тверского опыта, уроки Нины Дмитриевны,
вероятно, не могут копироваться буквально в другие педагогические
среды, но с одной стороны, это никак не уменьшает их ценность,
а с другой, является обычной практикой: не бывает одинаковых уроков,
потому что не бывает одинаковых учителей и учеников.
Планы уроков
Ниже приводится минимальный календарный план, рассчитанный на 34
школьных часа. Но материала книги достаточно и для постановки курса,
ориентированного на 64, а возможно и более часов.
№ |
Название урока книги |
Число школьных часов |
1 | Компьютерные сети | 2 |
2 | Как работает Интернет | 3 |
3 | Электронная почта | 3 |
4 | Подготовка и отправка писем | 2 |
5 | Приём писем и ответы на них | 2 |
6 | Письма с вложениями | 3 |
7 | Web-пространство Интернета | 3 |
8 | Поиск информации | 3 |
9 | Одностраничный документ | 2 |
10 | Основы CSS | 3 |
11 | Многостраничный документ | 2 |
12 | Графика на страницах | 2 |
13 | Работа с таблицами | 2 |
14 | Контрольная работа | 2 |
| Итого | 34 |
Конкретные планы зависят от подробности изучения тем курса и количества
времени, отводимого на обучение. Кроме того, каждый учитель имеет
собственное представление о том, как должно строиться обучение, и какие темы
наиболее важны для его учеников.
Благодарности
Яков Наумович Зайдельман (ЯНЗ) мой
добрый товарищ ещё со времён трудов над курсом Роботландия.
В этой книге Яков Наумович участвовал не только как критик, но и как
автор весьма глубоких аналитических заметок. Все тексты
Якова Наумовича связаны с одноимённым персонажем книги:
читатель легко определит (и оценит по заслугам) эти фрагменты.
Валентина Алексеевна Козлова мой
традиционный помощник в работе над курсом. В создании этой книги
сыграла особую роль (роль хирурга, вместо привычной роли терапевта):
первый (весьма слабый) вариант был решительно ею забракован, и автору
пришлось начать работу заново. Не обошлось без обид и обоюдных
упрёков, но в итоге у автора осталось только чувство благодарности.
Нина Дмитриевна Шумилина это тот
человек, которому учителя не раз скажут спасибо, после знакомства с
конспектами её уроков на страницах этой книги. Дополнительно хочу
отметить, что заслуги Нины Дмитриевны этим не ограничиваются: были и
другие уроки для автора курса. Я даже пытался
переименовать Шумилину в Дотошную, настолько внимательно Нина
Дмитриевна анализировала книжные страницы, присылая по почте тома
критических замечаний и конструктивных предложений.
Александр Артурович Русс подготовил
для книги замечательные настроенческие иллюстрации. В частности, портрет
ЯНЗ, размещённый выше.
Сергей Львович Островской главный
редактор газеты Информатика. Сергей Львович, изначально
поддерживая Азы информатики на страницах своей газеты, не
обошёл вниманием и эту книгу, публикуя горячие
материалы.
|