Электронная почта (на начало урока 3)
Регистрационная метка
На Зачетный класс
На зачетный класс

На этой странице:

Компьютерная арифметика базируется на двоичной системе счисления. Но запись большого числа нулями и единицами получается длинной, поэтому в компьютерной литературе (и языках программирования) гораздо чаще используют шестнадцатеричную систему счисления, реже восьмеричную.

Дело в том, что перевод чисел из 16-ой (или 8-ой) системы в двоичную и обратно выполняется очень просто. Он основан на том, что основание одной системы является степенью другой, так 8 = 23, а 16 = 24.

Перевод из q-ой в qk-ую

  1. Разделяем запись числа в системе с основанием q справа налево на группы по k цифр, при необходимости дополняя запись слева незначащими нулями.

  2. Каждое выделенное число из k цифр заменяем одной цифрой в системе счисления по основанию qk.
Пример 1

Перевести двоичное число 1010011111101 в восьмеричную систему счисления.

Решение. Так как 8 = 23, разделяем двоичную запись справа налево на группы по 3 цифры, и каждое выделенное число заменяем одной восьмеричной цифрой:

001 010 011 111 1012 = 123758

Пример 2

Перевести двоичное число 1010011111101 в шестнадцатеричную систему счисления.

Решение. Так как 16 = 24, разделяем двоичную запись справа налево на группы по 4 цифры, и каждое выделенное число заменяем одной шестнадцатеричной цифрой:

0001 0100 1111 11012 = 14FD16

Пример 3

Перевести троичное число 102112001 в девятиричную систему счисления.

Решение. Так как 9 = 32, разделяем троичную запись справа налево на группы по 2 цифры, и каждое выделенное число заменяем одной девятиричной цифрой:

01 02 11 20 013 = 124619

Перевод из qk-ой в q-ую

Каждую цифру системы с основанием qk отдельно переводим в k-значное число в системе счисления по основанию q. У самого левого числа незначащие нули отбрасываем.
Пример 1

174038 = 1 111 100 000 0112

Пример 2

1AB0816 = 1 1010 1011 0000 10002

Пример 3

A0F1925 = 20 00 30 01 145

На зачетный класс

Азы информатики RU 2000/2006 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Зачетный класс Письмо автору Об авторах