|
На этой странице:
Рекомендации по организации практикума
Перед выполнением заданий, связанных с отправкой писем, рекомендуется
выполнить настройку почтовых программ на рабочих местах учеников.
Алгоритмы настройки описаны в практикуме по ссылкам:
Эти алгоритмы даются без каких-либо комментариев, так как подробный
разговор о настройке почтовых программ предстоит в уроке 6. Учителю
полезно предварительно познакомиться с материалом этого урока, чтобы
иметь возможность ответить на возможные вопросы учеников, но
отвлекаться надолго от основной темы практикума не стоит.
Выполнение практикума внутри учебной группы можно построить по следующему
плану:
- Распределение ролей учащихся.
- Подготовка к практикуму (на базе соответствующих
домашних заданий).
- Проведение практикума.
- Проверка и оценка выполненной работы.
- Анализ типичных ошибок.
Распределение ролей учащихся
Для каждого ученика назначаются 4 сотоварища, по адресам которых он будет
отправлять письма, согласно четырём легендам практикума.
Например, корреспондентами Иванова назначаются: Петров, Сидоров, Ромашов и
Ляпушкин.
То есть Иванов посылает письма:
- Петрову (письмо другу)
- Сидорову (письмо школьному учителю)
- Ромашову (вопросы постороннему корреспонденту)
- Ляпушкину (письмо коллективу участников обсуждения)
Для распределения ролей желательно заранее построить таблицу соответствий.
Например, для учебной группы из 8 человек такая таблица может иметь вид:
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
2 |
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
3 |
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
4 |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
4 |
|
|
|
|
1 |
2 |
3 |
6 |
3 |
4 |
|
|
|
|
1 |
2 |
7 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
1 |
8 |
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
|
|
Заголовками строк и столбцов в этой таблицы служат номера учеников группы,
а в табличных клетках располагаются номера легенд.
Из таблицы следует, например, что ученик с номером 1 пишет письма
ученикам с номерами 2, 3, 4, и 5 соответственно по легендам 1, 2, 3 и 4.
Сам же ученик с номером 1 получит письма от:
- ученика 5 по легенде 4
- ученика 6 по легенде 3
- ученика 7 по легенде 2
- ученика 8 по легенде 1
На полученные письма ученик 1 будет писать ответы в рамках практикума
следующего урока 5.
Ниже приводится рабочий стенд, который позволит автоматически
сгенерировать нужную таблицу для вашей учебной группы.
Если число учеников в группе менее пяти, учитель сам может вступить в игру
или распределить роли так, что один и тот же адресат получает несколько
писем по разным легендам.
Подготовка к практикуму
Для подготовки детей к практикуму, используйте домашние
задания к этому уроку.
Проведение практикума
Учитель сообщает каждому ученику электронные почтовые адреса его
корреспондентов согласно легендам практикума и ролевой таблице,
сгенерированной при помощи приведенного выше автоматического стенда.
Каждый ученик, используя домашние заготовки, готовит и отправляет
4 письма согласно легендам практикума.
Учитель просит детей оформлять тексты писем в соответствии с общей схемой,
приведённой в Читальном зале:
В зависимости от статуса получателя, шапка письма, обращение и подпись
должны быть разными.
В письме другу официальная шапка может отсутствовать, в обращении и
подписи можно указать только имя или ник (условное имя).
В письме школьному учителю шапка может не содержать указание на
город и школу (учителю известна эта информация). Обращение должно быть
вежливое и официальное, подпись содержать полное имя и фамилию.
В письме постороннему корреспонденту шапка должна быть полной,
чтобы сообщить об авторе максимально подробную информацию (полное
имя, отчество и фамилию; город, школу, класс). Обращение должно быть
вежливым и официальным, подпись содержать полное имя и фамилию.
В сообщении, предназначенном для тематической конференции,
работают те же правила оформления, что и для писем постороннему
корреспонденту. Среди участников конференции могут быть как
знакомые, так и незнакомые люди. Полная информация об отправителе в шапке
будет интересна новичкам.
Иногда сообщения для конференций не содержат информационной шапки, а
подпись представлена условным именем. Так делают, если участники переписки
не вызывают доверия у автора сообщения, и он предпочитает не сообщать о
себе лишней информации.
На уроке лучше промоделировать работу в среде надежных и вежливых
единомышленников (как это бывает в конференциях Роботландского
университета).
Повышенное внимание нужно уделить формулировке темы письма. Поле
Тема должно быть обязательно заполнено на бланке письма. Тема
должна быть краткой и максимально соответствовать содержанию сообщения.
Напомните детям, что тема письма выступает в качестве пункта меню в списке
писем почтовой программы. Если тема отсутствует или плохо связана с
содержимым письма, работать со списком писем получателю будет неудобно.
Можно привести примеры удачно и неудачно сформулированных тем для писем,
содержащих:
- Просьбу сообщить адрес бумажной почты.
- Рассказ о походе в лес за грибами.
- Описание планов на предстоящий летний отдых.
Пример неудачно сформулированных тем:
- Про Иванова
- Привет!
- От Петрова Сидорову важное сообщение
Пример удачно сформулированных тем:
- Нужен адрес Иванова
- Поход за грибами
- Планы на летний отдых
Проверка и оценка выполненной работы
Оценка за письмо отправителю выставляется получателем по критериям,
описанным ниже.
Критерий оценок
Полученное письмо оценивается по формуле:
B = B1 + B2 + B3 + B4 + B5
Здесь:
- B1 оценка за содержание поля Тема
- B2 оценка за шапку
- B3 оценка за обращение
- B4 оценка за подпись
- B5 оценка за содержание письма
Оценка за содержание поля Тема (B1)
Оценка получается вычитанием штрафных баллов из базового числа 5.
Описание погрешности |
Штрафные баллы |
Не соответствует содержанию |
1 |
Длиннее 6 слов |
1 |
Отсутствует |
5 |
Оценка за шапку (B2)
Описание |
Оценка |
Соответствует статусу получателя |
5 |
Не соответствует статусу получателя |
0 |
Оценка за обращение (B3)
Описание |
Оценка |
Соответствует статусу получателя |
5 |
Не соответствует статусу получателя или отсутствует |
0 |
Оценка за подпись (B4)
Описание |
Оценка |
Соответствует статусу получателя |
5 |
Не соответствует статусу получателя или отсутствует |
0 |
Оценка за содержание (B5)
Оценка получается вычитанием штрафных баллов из базового числа 5.
Описание погрешности |
Штрафные баллы |
Плохо раскрывает тему |
1 |
Строки длиннее 70 символов (одна или больше) |
1 |
Неверное употребление пробелов со знаками препинания (за каждый случай) |
0.5 |
Другие ошибки правописания (за каждую ошибку) |
0.5 |
Замечание. Отрицательная оценка округляется до нуля.
Бланк проверки
Проверка письма от:
Тема:
Легенда N
------------------------------------------------------
Тема I Шапка I Обращение I Подпись I Содержание I
B1 I B2 I B3 I B4 I B5 I B
------------------------------------------------------
I I I I I
I I I I I
I I I I I
------------------------------------------------------
За что сняты баллы
------------------
Категория Тема
Категория Содержание
Для проведения проверки можно распечатать приведенные выше критерии
(вместе с бланком проверки) и раздать листочки ученикам.
Анализ типичных ошибок
После проведения проверок, полезно подвести итоги работы, назвать
победителей и обсудить типичные ошибки, допущенные при выполнении
практикума.
Ответы на вопросы
-
Изобразите структуру электронного письма.
Ответ.
Cтруктура письма имеет вид, показанный на рисунке:
-
Объясните назначение шапки письма и её состав в зависимости от
статуса получателя:
- В письме другу.
- В письме школьному учителю.
- В письме постороннему корреспонденту.
- В письме коллективу участников обсуждения.
Ответ.
Шапка это верхняя часть письма, которая содержит
формальные сведения об авторе (представляет отправителя), что
особенно важно для незнакомых людей.
-
В письме другу. В письме другу шапка может
отсутствовать ведь корреспонденты хорошо знают друг друга.
-
В письме школьному учителю.
В письме школьному учителю шапка может не содержать указание на город
и школу (учителю известна эта информация), но полезно указать
фамилию, имя, класс, чтобы учитель сразу мог понять, кто из
учеников написал письмо.
-
В письме постороннему корреспонденту.
В письме постороннему корреспонденту шапка должна быть полной, чтобы
сообщить об авторе максимально подробную информацию (полное имя,
отчество и фамилию; город, школу, класс).
-
В письме коллективу участников обсуждения.
В сообщении, предназначенном для тематической конференции, работают
те же правила оформления, что и для писем постороннему
корреспонденту. Среди участников конференции могут быть, как
знакомые, так и незнакомые люди. Полная информация об отправителе в
шапке будет интересна новичкам. Исключением является случай, когда
автор сообщения не хочет разглашать своё имя и адрес.
-
Объясните назначение обращения и приведите примеры в зависимости
от статуса получателя:
- В письме другу.
- В письме школьному учителю.
- В письме постороннему корреспонденту.
- В письме коллективу участников обсуждения.
Ответ.
Обращение слово или словосочетание, которым приветствуют
получателя письма в первых его строчках. Обращение должно
присутствовать в каждом письме, это общепринятое правило этикета.
В обращении желательно использовать имя корреспондента (краткое или
полное, в зависимости от статуса получателя). Людям нравится, когда к
ним обращаются по именам.
В редких случаях, когда имя неизвестно, можно использовать общую
формулу: Уважаемый корреспондент!. В этой формуле имя как
бы присутствует неявно, и такое обращение лучше обезличенных фраз:
Здравствуйте!, Добрый день!.
-
В письме другу.
Обращение к другу может быть самым разным. Оно зависит от
сложившихся отношений и сложившихся словесных форм общения.
(Дорогая Светлана Васильевна!, Милая Света!,
Света, добрый день!, Светик, привет!,
Светлячок!)
-
В письме школьному учителю.
Форма обращения прежде всего должна подчёркивать уважение к
профессии. Самым правильным вариантом будет обращение по традиционной
формуле Уважаемый Иван Иванович!. Обращения Дорогой
Иван Иванович! и Глубокоуважаемый Иван Иванович!
уместны в торжественных случаях (поздравление с праздником, выражение
благодарности).
-
В письме постороннему корреспонденту.
Обращение должно быть вежливым и официальным
(Уважаемый Игорь Тимофеевич!).
-
В письме коллективу участников обсуждения.
В сообщении, предназначенном для тематической конференции, работают
те же правила оформления, что и для писем постороннему
корреспонденту. Если обращение не адресовано конкретному человеку,
то можно написать Уважаемые коллеги! или
Уважаемые пользователи программы The Bat!.
-
Объясните назначение подписи и приведите примеры в зависимости
от статуса получателя:
- В письме другу.
- В письме школьному учителю.
- В письме постороннему корреспонденту.
- В письме коллективу участников обсуждения.
Ответ.
В конце письма принято ставить авторскую подпись. Это знак уважения к
собственному тексту и знак уважения к читателю. Отсутствие подписи
может быть воспринято корреспондентом, как небрежность, неуважение.
Подпись может быть менее формальной, чем авторская запись в шапке
письма. Вид подписи является разрешением автора использовать
приведенную формулу в качестве обращения.
Если письмо не содержит имени автора ни в шапке, ни в подписи, то
возникают сложности при выборе обращения в ответном письме.
-
В письме другу.
В качестве подписи можно использовать полное имя, краткое имя или
ник. Всё зависит от сложившихся отношений и сложившейся
манеры общения.
-
В письме письмо школьному учителю.
Такие письма лучше подписывать полным именем (можно без отчества),
например, Иван Сидоров.
-
В письме постороннему корреспонденту.
Желательна полная подпись (Иван Александрович Сидоров).
-
В письме коллективу участников обсуждения.
Полная подпись или ник, если есть желание скрыть свое настоящее имя.
-
Каким правилам надо следовать, чтобы содержание письма было
удобным для восприятия читателя?
Ответ.
-
Структура. Письмо должно быть хорошо
структурировано: проставлены заголовки и подзаголовки, текст поделён
на абзацы (которые лучше всего отделять пустыми строками).
-
Выравнивание. Строки не должны быть слишком
короткими или длинными: нужно выбрать и придерживаться одного размера
(от 60 до 70 символов). Левый край текста должен быть строго выровнен
по вертикальной линии, а правый ровный настолько, насколько это
возможно. Лучше всего при записи писем использовать функцию
автоматического форматирования редактора.
-
Расстановка пробелов со знаками препинания.
Необходимо строго соблюдать правила расстановки пробелов со знаками
препинания.
-
Правописание. Текст письма должен быть по
возможности свободен от грамматических ошибок. Особенно неприятны
явные описки, пропуски и перестановки букв в словах они
говорят о небрежности автора, о его неуважении к получателю письма.
-
Содержание.
Содержание должно чётко и ясно раскрывать тему письма,
языком, соответствующим статусу получателя письма. Скажем,
жаргонизмы и сленг неприятны, если получатель не употребляет в
своей письменной или устной речи подобных выражений. В любом случае,
содержание не должно быть обидным для получателя, вызывать у него
отрицательную реакцию.
-
Какие знаки препинания пишутся слитно с предшествующим словом, а после них
следует пробел?
Ответ.
Пробел ставится после, а не до:
- запятой
- точки
- точки с запятой
- двоеточия
- вопросительного знака
- восклицательного знака
- многоточия
- закрывающей скобки
- закрывающей кавычки
|
|
-
Какие знаки препинания пишутся слитно с последующим словом, а перед ними
следует пробел?
Ответ.
Пробел ставится до, а не после:
- открывающей скобки
- открывающей кавычки
|
|
-
Какие знаки препинания обрамляются пробелами с обеих сторон?
Ответ.
Пробел ставится до и после:
-
При каких знаках препинания пробелы не ставятся?
Ответ.
Пробелы вообще не ставятся при:
-
Сформулируйте универсальное правило для правильного использования пробелов
со знаками препинания.
Ответ.
Пробел ставится в том месте, с которого можно начать новую строку.
-
Почему так важно придумать хороший текст для темы письма?
Ответ.
Тема письма выступает в качестве пункта меню в списке писем почтовой
программы. Если тема отсутствует или плохо связана с содержимым
письма, работать со списком писем получателю будет трудно.
-
Назовите три свойства, которым должен удовлетворять текст, записанный в
качестве темы письма.
Ответ.
- Тема должна соответствовать содержанию.
- Тема должна быть краткой (идеально до 6 слов).
- Тема должна интриговать читателя.
-
Придумайте тему для письма, в котором содержится:
- Поздравление с Новым годом.
- Описание правил работы с программой The Bat!.
- Рассказ о поездке в детский компьютерный лагерь.
- Заказ подарка для праздника.
- Признание в любви.
- Мнение о прочитанной книге.
- Приглашение на праздник.
- Предложение опубликовать заметку в газету.
- Упреки другу, который не отвечает на письма.
- Рассказ о посещении зоопарка.
- Вопросы автору книги.
Ответ. Ниже приводятся возможные варианты.
-
Поздравление с Новым годом.
С Новым годом!
-
Описание правил работы с программой The Bat!.
Правила работы с The Bat!
-
Рассказ о поездке в детский компьютерный лагерь.
Поездка в компьютерный лагерь
-
Заказ подарка для праздника.
Заказ подарка к Новому году
-
Признание в любви.
Про солнышко
-
Мнение о прочитанной книге.
О книге Диккенса Приключения Оливера Твиста
-
Приглашение на праздник.
Приглашаю на новогодний праздник!
-
Предложение опубликовать заметку в газету.
Заметка для газеты
-
Упреки другу, который не отвечает на письма.
Почему молчишь?
-
Рассказ о посещении зоопарка.
Чудеса в зоопарке
-
Вопросы автору книги.
Вопросы по Азам информатики
-
Как проверить правописание текста письма?
Ответ.
Проверку правописания можно выполнить средствами самой почтовой
программой или другими программами (например, редактором Word),
перенеся текст письма через буфер обмена операционной системы.
-
Объясните важность длины строки для текста письма.
Ответ.
Длинные строки читать неудобно, так как для их просмотра приходится
использовать горизонтальную полосу прокрутки. Короткие строки тоже не
слишком комфортны (свойство человеческого восприятия).
Особенно неприятен текст, в котором чередуются короткие и длинные
строки (гребенка).
-
Какой длины должны быть строчки в письмах?
Ответ.
Комфортный размер строки лежит в диапазоне от 60 до 70 знаков.
|