Поиск информации (на начало урока 8)
Регистрационная метка
Читальный зал Роботландии

Инструменты поиска в Интернете

Главная | Коллекции | Каталоги | Рейтинги | Индексы | Метапоиск

Каталоги

На этой странице:

Понятие каталога

Каталог — это перечень предметов.

Одно время Вася коллекционировал марки. Марки он, как полагается, хранил в специальных альбомах. Но, кроме того, Вася завёл тетрадь, в которую записывал описание каждого экземпляра своей коллекции по разделам (“собаки”, “кошки”, “самолёты”…) и ссылку на местоположение марки (номер альбома, номер страницы, номер марки на странице).

Эта тетрадь была каталогом Васиных марок.

Зачем Васе понадобился каталог? Понятно: каталог удобен для поиска. В тематических разделах легко отыскать описание нужного объекта, а затем и сам объект, по приведенной ссылке.

Но очень скоро Вася понял, что каталог в виде тетради неудобен.

Место, отведённое для собак, быстро закончилось. Кроме того, раньше он записывал марки в тетрадь в порядке их поступления в коллекцию, а теперь решил, что записи в каждом разделе удобнее хранить по подразделам (породам собак, кошек, классам самолётов…), а в каждом подразделе упорядочивать марки по году выпуска.

Вася сделал новый каталог марок — в виде карточек, которые он хранил в специальных ящичках. Отдельно ящик для собак, отдельно для кошек. На карточке аккуратный Вася размещал даже отсканированное изображение марки:

Работать с новым каталогом стало удобно: карточки в ящике можно сортировать в любом порядке, а новые добавлять в правильное место. Найти запись в таком каталоге можно очень быстро.

Подобным образом устроены бумажные каталоги в библиотеках. Сведения о каждой книге записываются на отдельную карточку. Чтобы при просмотре карточки не перепутались, их нанизывают на металлический прут и помещают в выдвижной ящик специального шкафа.

В благоустроенной библиотеке читателям предлагают не один, а даже два каталога: алфавитный и систематический.

В алфавитном каталоге книги располагаются в азбучном порядке заглавий или авторов.

В систематическом каталоге книги распределяются по темам (проза, поэзия, фантастика, детективы, классика…). Причём это деление может носить иерархический характер (фантастика: отечественная, зарубежная). Внутри раздела работает алфавитный порядок (по заглавиям или авторам).

С широким распространением компьютерных технологий библиотеки стали использовать электронные каталоги, которые фактически повторяют свои бумажные аналоги.

Для поиска информации в Интернете также используют каталоги.

Все каталоги Интернета построены по иерархическому принципу (“от общего к частному”).

Попробуем, например, найти в Интернете материалы по собакам породы пинчер. Воспользуемся каталогом list.ru. В корневом списке разделов выбираем позицию “Домашний очаг”, как наиболее подходящую для нашей цели:

На новой странице, в подкаталоге выбранного раздела, щёлкаем на ссылке “Кошки и собаки” (число 1 492 в скобках указывает число ссылок по этой теме):

В списке потомков раздела “Кошки и собаки” выбираем позицию “Породы собак”:

Выбор на новой странице очевиден: “Пинчеры” (в разделе 3 ссылки):

Открывается страница с тремя ссылками на сайты про пинчеров:

Каждая ссылка на сайт в каталоге сопровождается:

  • Номером в упорядоченном списке ссылок. Тип сортировки установлен в каталоге по умолчанию, но может быть изменён пользователем (по оценке гидов, по алфавиту, по популярности, по дате внесения в каталог, по другим параметрам).

  • Названием сайта (название является ссылкой на сайт).

  • Явной ссылкой на сайт (чтобы можно было при необходимости скопировать ссылку через буфер обмена операционной системы).

  • Описанием сайта (размещаются авторами каталога по представлению авторов сайта).

  • Дополнительной информацией (число переходов по ссылке за день, дата внесения ссылки в каталог, язык и регион сайта).

Щёлкаем по ссылке с номером 1, попадаем на сайт ПИНЧЕР.РУ и приступаем к поиску нужных материалов на этом сайте.

Спускаясь по каталогу от корня (главной страницы) к листу (сайт ПИНЧЕР.РУ) мы прошли довольно длинный путь по иерархическому дереву:

Можно было сэкономить время, воспользовавшись системой поиска по ключевой фразе на главной странице:

Результат поиска — 18 сайтов. Среди них три, которые мы нашли раньше из раздела:

Домашний очаг Кошки и собаки Породы собак Пинчеры

а 15 из других разделов каталога.

Поисковая система сайта List.ru выполнила поиск в собственном каталоге, но можно выбрать и другую зону поиска (см. иллюстрацию над этим текстом).

Поискав в энциклопедии (зона поиска “Энциклопедии”), узнаем, что пинчер используется для охраны и преследования (заметим, что List.ru обращается к энциклопедии Рубрикона):

В словарях можно найти перевод слова “пинчер” на испанский язык:

Выполнив поиск по картинкам, найдём симпатичные изображения (фотография с сайта www.companionline.ru):

Вверх

Устройство каталога

Интернет-каталог представляет собой сайт, страницы которого образуют тематическую иерархию. На главной странице расположен список внутренних ссылок на основные темы каталога. На страницах-потомках — список внутренних ссылок, детализирующий тему родителя. На страницах-листьях — список внешних ссылок на сайты по данной теме.

Внешние ссылки на страницах-листьях снабжаются кратким описанием содержания сайта и дополнительной информацией (дата внесения в каталог, географическое расположение сайта, язык сайта, популярность сайта в каталоге…).

Внешние ссылки могут располагаться в каталоге не только на листьях иерархии.

Перейдём, например, с главной страницы каталога list.ru в раздел “Автомобили”.

Наверху этой страницы помещён список потомков раздела:

А ниже внешние ссылки на все сайты этого раздела:

Для удобства просмотра всех 5 675 ссылок этого большого раздела, они распределены по нескольким последовательным страницам и снабжены страничным линейным меню.

Перед списком ссылок приводится дополнительные меню, которые позволяют выбрать способ сортировки, а также уменьшить количество предъявляемых записей, указав регион и тип сайта:

Кроме тематической иерархии, каталог часто содержит алфавитный указатель, который также может быть построен на иерархической основе.

Например, на главной странице тематического каталога List.ru есть ссылка “Алфавитный указатель”. Щелчок на ней загружает алфавитную страницу:

Пополняется каталог двумя способами:

  1. Авторы каталога находят интересные ресурсы.

  2. Владельцы сайтов отправляют заявку на размещение в каталоге своего ресурса. Ресурс размещается в каталоге после рассмотрения заявки авторами каталога (заявка может быть и отклонена).

В каталоге List.ru ссылка, приглашающая занести ресурс в раздел, располагается рядом со страничным меню:

Заявка на регистрацию ресурса записывается в страничные формы и выполняется за несколько шагов (на первом шаге проверяется, не заполняет ли форму робот, а также анализируются введённая ссылка):

Вверх

Достоинства и недостатки каталогов

Записи в каталог помещаются людьми — владельцами каталога. Отсюда все плюсы и минусы этого инструмента.

Плюсы

Информация в каталогах хорошо структурирована, значит, её легко искать.

Кроме общих, в Интернете много специализированных каталогов (туризм, автомобили, развлечения…) — это также облегчает (конкретизирует) поиск.

Каждая ссылка на сайт снабжена кратким описанием ресурса.

На страницах-листьях каталога располагается совсем немного ссылок — их просмотр (в поисках нужного сайта) не займёт много времени.

Минусы

Каталоги содержат сравнительно небольшие наборы записей и не могут претендовать на охват значительной части Интернета.

Набор записей каталога отражает субъективные предпочтения авторов.

Содержание каталога с трудом поспевает за быстро меняющимся Интернетом.

Правда, в хороших каталогах (например, в каталоге Яндекса) содержится целый штат “дятлов” — программ, которые “простукивают” сайты по ссылкам каталога. Если сайт недоступен в течение нескольких дней, он снимается с публикации. Как только сайт начинает отвечать, он автоматически появляется в каталоге.

Каталоги предназначены для поиска сайтов по заданной теме, а не конкретной информации на их страницах. Например, при помощи каталога трудно найти ответ на вопрос “кто такой Мошков?” или “что такое каталог?”

Вверх

Популярные каталоги

Ниже приводятся краткие описания нескольких популярных каталогов русскоязычной части Интернета (Рунета) и одного западного каталога (Yahoo), который справедливо признан мировым лидером.

Апорт Каталог Апорт

Адрес в Интернете: www.aport.ru

Количество ссылок в каталоге: примерно 150 тысяч (на август 2006 года).

На время написания книги — самый популярный каталог Рунета.

List.ru Каталог List.ru

Адрес в Интернете: list.ru

Количество ссылок в каталоге: примерно 120 тысяч (на август 2006 года).

Этот каталог с 2001 года входит в состав универсального сайта (портала) mail.ru.

Refer.ru Каталог Refer.ru

Адрес в Интернете: www.refer.ru

Количество ссылок в каталоге: примерно 200 тысяч (на август 2006 года).

Refer.Ru был запущен в эксплуатацию в 2000 году. Каталог имеет очень детализированную структуру, которая удобным образом представляется на странице в виде дерева ссылок:

Яндекс-каталог Яндекс-каталог

Адрес в Интернете: yaca.yandex.ru

Количество ссылок в каталоге: примерно 120 тысяч (на август 2006 года).

В дополнение к обычной рубрикации по темам (Бизнес, Дом, Развлечения, Отдых и пр.), Яндекс предлагает классификацию сайтов по типу содержащейся в них информации (Справки, Товары и услуги, Публикации и пр.). Кроме того, можно уточнить запрос по региону.

Сайты в рубриках расположены по убыванию их тематического индекса цитирования. Индекс цитирования учитывает количество ссылок на сайт с других сайтов, придавая этим ссылкам разный “вес” (значимость) в зависимости от авторитетности ссылающегося сайта.

Kinder.ru Kinder.ru (каталог детских ресурсов)

Адрес в Интернете: kinder.ru

Количество ссылок в каталоге: примерно 2 тысячи (на август 2006 года).

Авторы постарались сделать каталог простым и понятным, но в то же время наделили возможностями “взрослых” каталогов. Каждая ссылка имеет краткую характеристику. Ведётся рейтинг популярности.

Кроме девяти тематических разделов есть раздел новостей детского Интернета, интерактивные игры, конкурсы, книга друзей, детский чат, форум для детей и их родителей.

В каталоге есть возможность сортировки сайтов по времени регистрации (Новые) и по рейтингу (Лучшие).

Предусмотрен специальный возрастной фильтр, который позволяет делать выборку сайтов для определенной возрастной категории.

Проект создан в 1998 года компанией COPRIS & M.

Yahoo Yahoo

Адрес в Интернете: www.yahoo.com

Количество ссылок в каталоге: более миллиона.

Лучший мировой каталог Интернета, но больше ориентирован на западную его часть.


Главная | Коллекции | Каталоги | Рейтинги | Индексы | Метапоиск

Азы информатики RU 2000/2006 © А.А.Дуванов

Вверх Выход из читального зала