![]() |
![]() |
|
![]() |
![]() |
![]() |
|||||||||||||||||||||||
![]() |
На уроке у Нины ДмитриевныТема Конструирование сайтов достаточно автономна, т. e. позволяет осваивать её независимо от других тем. Хотя, безусловно, последовательное освоение материала всей книги является предпочтительным. Предлагаемый опыт является входом в сайтостроение со стороны. Замечание автора книги. Согласен с автономностью темы, но гораздо эффективнее начинать изучение сайтостроения после погружения в тему Web-пространство Интернета. Ребята предварительно познакомятся со средой, для которой им предстоит разрабатывать собственные проекты. Число школьных уроков по теме Одностраничный документ: 10. На этой странице:
Урок 1На уроке темы:
На доске тема Одностраничный документ, подтемы, домашнее задание. Распечатан опорный конспект урока (на каждого ученика).
План урока
Домашнее задание
1. Введение в тему Конструирование сайтовПоскольку переход к теме происходит как возврат к учебнику через некоторое время, то вспоминаем, как происходила работа с гипертекстовым учебником. Вполне вероятно, что в группах найдутся дети с некоторым опытом сайтостроения, поэтому начинается разговор обращение к опыту ребят В роли наблюдателей оказываются те, кому не пришлось ещё знакомиться с технологией конструирования сайтов. Знатоки, как всегда, с удовольствием демонстрируют свое знание, умения, успехи. Конечно, ещё не ясно, насколько объективно их изложение, но как им хочется чувствовать себя специалистами и профи! Пусть расскажут, пусть поделятся. Для учителя знание опыта детей хорошая основа в последующем планировании работы и распределении ролей и обязанностей при работе над гипертекстовыми проектами. В одной из учебных групп оказались ребята, решившие создать динамичный, новостной сайт о футболе. На момент обсуждения он уже был размещен в Интернете, но ещё шла доработка. В данном случае (скорее всего так будет и в других подобных), использовались визуальные редакторы, автоматически генерирующие коды страниц.
На этом этапе можно подвести ребят к мысли о гипертексте, как основополагающей составляющей любого сайта. И задать вопрос: Когда (если не известно точно, то назвать интуитивно) была выдвинута, а затем реализована идея гипертекста? С чьими именами связаны эти даты?
Хорошо обозначить возможность разработки локального гипертекстового приложения (пример гипертекстовый курс Азы информатики). Демонстрируется пример подобного приложения шаблон альбома группы, и обозначается, как перспектива, работа каждого ученика над своей страницей. Формулируется домашнее задание (о разработке альбома), которое носит пролонгированный характер. Содержание, требующее реализации некоторых структурных элементов, должно быть воспринято и понято. Вполне возможно, что по ходу работы оно будет уточняться и корректироваться. Содержание проекта распечатывается и раздается каждому ученику. 2. Постановка задачи для работы с электронным учебникомПредлагается изучить читальные залы двух первых подразделов темы. Кроме этого ставится задача: составить план для краткого (в пределах 3 минут) пересказа прочитанного в соответствии с расположением материала в учебнике. Для работы раздаю тетрадные листочки для черновой работы. В конце урока предполагается выработать идеальный план, который запишем в тетради. Задание, с одной стороны, организует работу в рамках урока. С другой, полезно для выработки умения выделять главное в тексте. Фактически задание служит тренировке умения сворачивать и разворачивать текст. При этом свернуть можно с разной степенью. Вариант: 1. Простейшая HTML-страничка. 2. Структура HTML-кода. тоже ответ на задание, с максимальной степенью сжатия. 3. Читальный зал первых двух подразделов (за компьютером)Стиль работы отличается значительно. Есть как абсолютные нелюбители и нежелатели писать, так и те, кто пытается старательно записать полные формулировки определений или разъяснений основных понятий. Ориентир пишущих, в основном, на ссылки и содержимое страницы (во втором подразделе). Несмотря на определенность задания, иногда наблюдается ползание по тексту всей темы. 4. Зачёт в электронном учебнике (проба)Старые лозунги в силе. Не знаешь, как ответить ищи объяснение в учебнике! Оптимальный вариант работа в двух окнах! Щёлкают с упоением! В одной группе большая часть торопится, читает не внимательно, жаждет сдать зачёт. Налицо подбор ответов. Постепенно работа входит в более рациональное русло, начинается поиск ответа в тексте урока. Естественный результат Незнайки, с огромнейшим количеством ошибок! Однако, за общим шумом и суетой основной группы обнаружился знаток, сделавший всего 1 ошибку! И это было очень приятно! В другой группе, где работали разработчики футбольного сайта, работа пошла в коллективном варианте. Вместе находили верный ответ, в итоге у всех Профессора! Но, конечно, не с первого раза. После чернового совместного прохода. Но главное было желание найти правильные ответы, и они были найдены! 5. Запись плана изложения материалаЛисточки ребят собрала, и пока шел автоматический зачёт, подготовила на доске план рассказа, который отдельными элементами совпадал с ребячьими заготовками. Обращаю внимание детей на распространенное устройство гипертекстовых страниц: план текста расположен вверху страницы, каждый пункт его гиперссылка на соответствующее место в тексте. Поэтому, в принципе, необходимый план второго подраздела уже был готов. Не хватало только плана первой части. В итоге возможен следующий вариант выполнения задания:
В процессе составления своих планов большинство ребят стремилось зафиксировать названия соответствующих тегов. Возможно, останется желание сохранить их и в плане. Пока обсуждали полученный результат и фиксировали его в тетради, не только повторили, но и обобщили материал урока. Фиксируется вторая часть домашнего задания: шаблон HTML-программы, изученные теги, упражнение. Всем раздается распечатанный опорный конспект из учебника, который поможет в домашней работе. Очевидно начало следующего занятия: повторение материала по записанному плану с обсуждением деталей. Урок 2Тема занятия: структура HTML-кода, практикум, письменный зачет. На доске тема урока, домашнее задание.
План урока
Домашнее задание
1. Повторение теории по записанному плануВ начале урока можно провести демонстрацию автоматического генерирования кода гипертекстовой страницы, например, хорошо знакомым всем редактором Word. Очень наглядно сгенерировать страницу, соответствующую домашнему упражнению. С одной стороны наглядна избыточность результата, с другой обеспечен естественный переход к ручному выполнению упражнения. Возможны вопросы ребят о том, что браузер может отображать текст без всяких тегов HTML. Действительно, это так, но текст будет выводится, либо в виде одного абзаца, либо как есть моноширинным шрифтом. Если предполагается какое-то форматирование и структурирование (пропорциональный шрифт, заголовки, выделения, списки, таблицы) и иллюстративный материал, без использования HTML не обойтись. При наличии готового плана, этап повторения вполне понятен. В таком варианте хорошо использовать вопросы к уроку. Они как раз соответствуют порядку изложения. Следует обязательно остановиться на вопросе отличия элемента от тега. Можно обратиться к спецификации HTML от W3C (ссылка элементы) и рассмотреть соотношение элементов и тегов на этой основе. 2. ПрактикумЗадания практикума позволяют выполнить две работы, для подготовленных и быстрых, или одну для начинающих и неспешных. При выполнении заданий практикума стоит обратить внимание (возможны ошибки) на следующие моменты.
3. Повторение электронного зачётаПеред письменным зачетом можно повторить электронный зачёт и (или) теоретический материал учебника. 4. Письменный зачётПисьменный зачёт можно несколько разнести по времени: кто-то может задержаться с Практикумом. Но в любом случае не следует ограничивать письменный зачёт временем, меньшим, чем 10 минут. Задания письменного зачёта приводятся ниже.
Урок 3
На уроке темы:
На доске тема урока, домашнее задание. Подготовлены кодировочные таблицы Windows-1251 и KOI8-R.
План урока
Домашнее задание
1. Кодировки для символов текста, проверка домашнего заданияОтдельное обсуждение посвящается вопросу о различных кодировках символов текста. Раздел Кодировка выделен в справочнике и ссылка на него расположена на первой странице урока 9. Прошу открыть гипертекстовый учебник и поменять кодировку в браузере на KOI8-R. Затем возвращаемся к прежней кодировке. Прошу ребят объяснить, что произошло? От не совсем внятных отрывочных предложений приходим к связному и понятному объяснению. Выполняем следующее упражнение в тетрадях (или на листочках)
Теперь механизм понят всеми и те слова, которые даны в ответах на вопросы к подразделу Структура HTML-кода, звучат естественно и осмысленно:
Перевод предложения, взятого из электронного словаря Lingvo (запрос перевода термина browser): Библиотека Конрада, куда часто захаживали случайные посетители, небрежно пролистывавшие книги и становившиеся потом серьезными читателями пока никто не сделал верно. Хотя учителя английского языка согласны с тем, что такое задание соответствует программе. Похоже, что работает установка: английский на английском, на информатике информатика! А жаль. 2. Работа с учебником, читальный залПлан рассказа по двум изучаемым подпунктам урока несложен. Перед учениками ставится задача зафиксировать в тетради свой вариант плана. На доске можно записать то, что должно появиться в тетрадях:
3. ПрактикумАналогично с предыдущим практикумом следует обратить внимание ребят на возможные ошибки. 4. Обсуждение вопросов по работе с альбомом (индивидуально)Желательно, чтобы содержательная часть страничек постепенно конкретизировалась. К моменту изучения подпункта 8 книжного урока, текст должен быть готов. Вполне возможно, что передовики сделают страничку раньше. В таком случае им предоставляется возможность осваиваться с приложением Проверка сайта и приступать к критическому осмыслению полученного результата, т. е. заняться самопроверкой.
|
||||||||||||||||||||||
![]() ![]() |
![]() ![]() ![]() ![]() |