Пишем на компьютере
Азы информатики
Регистрационная метка

Автор книги — Дуванов Александр Александрович.
Руководитель Роботландского университета, старший научный сотрудник негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования “Роботландия+”. Один из авторов ПМК “Роботландия”.

Предисловие к кроссбраузерному изданию 1.1

В этом издании были выполнены технические правки, которые позволили книге работать во всех современных браузерах.

Технические требования

Книга работает во всех современных браузерах и операционных системах.

Содержание книги

Книга тесно связывает пять важных контентов: познавательный, инструментальный, концептуальный, дизайнерский и творческий.

Познавательный слой показывает актуальность текстовой обработки в деятельности человека. Поэтому его можно считать и обосновательным.

Инструментальная часть рассматривает универсальные методы редактирования на базе многострочного поля браузера и приемы работы с приложениями Блокнот, WordPad и Word.

Концептуальная ветвь надстраивает над инструментальной частью определения, систему классификаций. Рассматривает процесс редактирования и сами редакторы (их устройство) с позиций информационных процессов. В частности, большое внимание уделяется тем алгоритмам редактирования, которые можно повторять в цикле. С одной стороны, это прямое введение в макрокоманды (без них невозможна эффективная работа с редактором), а с другой — отличный повод для подспудного воспитания “циклического” чувства. Ведь привыкнуть оформлять тело цикла, правильно стыкуя его начала и конец — совсем непросто. Плюс подготовка среды к входу в повторение. Эти навыки гораздо лучше прививаются, когда наряду с логикой воспитывается интуиция.

Текстовые редакторы можно разделить редакторы содержания (многострочное поле, Блокнот) и многофункциональные (WordPad, Word). Последние называют текстовыми процессорами. В них можно не просто готовить текст (содержание), но и управлять его формой (видом). Управление форматом — опасная вещь. Без изначально правильных дизайнерских установок легко пустить на страницы геометрическую анархию, вакханалию красок, многослойные выделения, нечитаемый шрифт. Одним словом, легко воспитать дурной вкус. Дизайнерский пласт книги пытается этого не допустить.

Творческая часть убеждает детей в том, что чтение — это увлекательнейшее занятие. И по остроте ощущений с ним может соперничать только собственное сочинение.

Ниже приводятся краткие описания уроков книги.

  1. В редакции “Школьной газеты”

    Обработка текстов в газетной редакции. Грамматические ошибки, ошибки стиля, макетирование статьи. Способы выравнивания. Работа с редактором строки.

  2. Компьютер — помощник редактора

    Макет газеты. Возможности и ограничения компьютерной технологии подготовки документов. Тренажер Правилка (классификация ошибок ввода, алгоритмы исправления, тренинг).

  3. Многострочный редактор

    Редакторы информации. Работа в плоском текстовом редакторе (на примере многострочного поля браузера). Движения курсора. Клавиша Enter. Линейки прокрутки.

  4. Приёмы редактирования

    Символ конца строки. Разрезание и склейка строк. Вставки и удаления.

  5. Копирование

    Откатка и накатка. Буфер обмена. Операции Вырезать, Копировать, Вставить. Выполнение и составление алгоритмов редактирования.

  6. Блокнот

    Знакомство с редактором Блокнот. Обзор возможностей. Файл, папка. Имя файла, папки. Сохранение документа на диске. Выполнение циклических алгоритмов редактирования.

  7. WordPad

    Понятие текстового процессора. Сравнение WordPad с Блокнотом. Панель инструментов. Понятие формата. Абзацы и способы их форматирования. Склейка файлов.

  8. Дизайн текста

    Определение дизайна. Дизайн текстового документа. Выделения, выравнивания. Классификация шрифтов. Размер, курсив, жирность. Работа со шрифтами в WordPad. Списки.

  9. Word

    Знакомство с Word. Меню, стандартная панель и панель форматирования. Знаки форматирования. Стили. Вставка картинок. Проектирование стилей для книжной страницы. Изготовление страницы.

  10. Цыплёнок босиком

    Специальные символы. Тире, дефис. Нумерация страниц. Оглавление. Проектирование обложки. Рамка. WordArt. Преимущество стилей. Изготовление книги.

  11. Правописание, списки

    Проверка правописания в текстовом процессоре. Орфографические ошибки, ошибки пунктуации и стиля. Возможности и недостатки компьютерных алгоритмов проверки правописания. Пробелы и знаки пунктуации. Маркированные и нумерованные списки. Вложенные списки. Представление иерархии в виде вложенного списка.

  12. Детективное агентство “Word”

    Поиск/замена. Программирование поиска и замены.

  13. Таблицы

    Табличная информация. Средства построения таблиц.

  14. Макрокоманды

    Проектирование макрокоманд в режиме обучения редактора. Использование макрокоманд.

  15. Контрольная работа

    Повторение пройденного материала. Творческие задания.

Как работать с книгой

Основной и дополнительный слой

Книга содержит два “слоя” — основной и дополнительный.

Основной слой ориентирован непосредственно на обучаемого — ученика младших классов. Дополнительный слой — на учителя, который сопровождает ученика в работе над книгой и помогает ему. В крайнем случае, если ученик работает с книгой совершенно самостоятельно, он может использовать второй слой для дополнительного чтения и проверки ответов на вопросы книги.

Ссылки на основной слой явно присутствуют в меню (оглавлении) книги. Ссылки на слой дополнительный немного замаскированы (ведь в этой части содержатся ответы на вопросы).

Основной слой имеет следующую структуру:

  • Читальный зал (вход по щелчку на заглавной фразе лисенка). Раздел содержит фактический материал урока.
  • Конспект. Определения и ключевые фразы читального зала.
  • Вопросы. Основа для закрепления изучаемого материала.
  • Практикум. Работа с исполнителями и испытателями по теме урока.
  • Зачетный класс. Автоматизированная проверка пройденного материала.

Переход на дополнительный слой из основного

Переход на дополнительный слой в каждом уроке книги выполняется мышиным щелчком по названию урока в его начале или щелчком по кнопке со знаком вопроса в его конце.

Например, в первом уроке “В редакции “Школьной газеты” переход на дополнительный слой выполняется щелчком по заголовку в начале урока:

В редакции “Школьной газеты”

Или мышиным щелчком по кнопке со знаком вопроса в конце урока:

Материал для учителя

Возврат к основному тексту

Вернуться из дополнительного слоя в основной можно мышиным щелчком по заголовку урока в начале страницы:

В редакции “Школьной газеты”

Или мышиным щелчком по кнопке со стрелкой в конце текста:

Урок 1. В редакции "Школьной газеты"

Удаление дополнительного слоя

Если из педагогических соображений необходимо закрыть доступ учеников к дополнительному слою, то это достигается удалением соответствующих файлов в копиях книги, установленных на ученических компьютерах.

Удаляются следующие файлы:

  • .\write\01t.htm (“В редакции “Школьной газеты”)
  • .\write\02t.htm (“Компьютеры — помощники редактора”)
  • … и так далее

Методика

Книга состоит из глав-уроков. Фактически изучение главы может занять несколько школьных уроков: это зависит от уровня подготовки школьников, их возраста, подробности изучения, объема стороннего материала, которым учитель дополняет материал учебника.

Каждая глава учебника состоит из следующих частей:

  • Читальный зал (вход по ссылке на тексте, которым лисенок открывает урок).
  • Конспект (ключевые фразы урока).
  • Вопросы (вопросы по теме урока, они повторяются в читальном зале).
  • Практикум (практическая работа с исполнителем за компьютером).
  • Зачетный класс (электронный экзамен на проверку степени усвоения материала урока).

О конспектах книги. Конспект можно рассматривать как краткое изложение темы. Часто конспект не повторяет буквально фрагменты текста Читального зала, а проводит обобщения, которые можно сделать только после знакомства со всем материалом урока и его осмыслением.

Знакомить детей с конспектом настоятельно рекомендуется.

Можно предложить такую схему работы.

  1. Детям выдается на дом распечатанный на бумаге материал Читального зала.
  2. На уроке идет обсуждение темы. Учитель использует вопросы Читального зала как сценарий построения урока.
  3. Детям вместе с домашним заданием выдается распечатанный Конспект урока. Дома дети читают Конспект и конспектируют его! Они записывают в свои тетради одни только словесные формулы.
  4. На следующем уроке учитель принимает конспекты детей на проверку. Он выставляет за конспекты оценки, отмечая лучшие образцы.
  5. Дети выполняют задания Зачетного класса, имея распечатанный конспект у себя на рабочем столе.

Валентина Алексеевна Козлова (учитель информатики из Перми) рекомендует следующий план организации обучения:

  • Знакомство с материалом урока. Тема урока излагается учителем в классе или ученик знакомится с ней по текстам “Читального зала” самостоятельно дома. В последнем случае этот раздел учебника лучше распечатать для уменьшения вредных воздействий монитора на глаза ребенка (особенно, если монитор невысокого качества). Полезно конспектирование в тетради, поскольку оно способствует лучшему усвоению материала.
  • Обсуждение темы урока. В основу можно положить вопросы из раздела “Задания” и ключевые фразы из раздела “Конспект”.
  • Практикум. Любой опыт или эксперимент содействует закреплению новых знаний, переводя их из абстрактно-логической сферы в предметно-чувственную. Кроме того, компьютерный практикум существенно повышает мотивацию к занятиям.
  • Зачетный класс. Школьники решают задания до тех пор, пока не получат звание Профессор (нет ошибок, оценка 5) или звание Студент (1-2 ошибки, оценка 4):
    Профессор Студент
    Если получены звания Торопыжка (много ошибок) или Незнайка (очень много ошибок), то зачетный класс лучше решить заново.
    Торопыжка Незнайка
  • Обсуждение заданий зачета. После того как ученики сдали зачет, необходимо публично еще раз пройтись по вопросам. Пусть дети обоснуют выбор того или иного ответа.

Реальные условия проведения занятий могут существенно повлиять на предложенный план. Если времени много, то один урок можно разбить на два: на первом — изложение материала и практикум, на втором — обсуждение (повторение) на основе разделов “Вопросы” и “Зачетный класс”.

В условиях же дефицита времени учитель может отказаться от каких-то разделов урока. К примеру, сразу после изложения материала перейти к “Зачетному классу”.

Домашние задания

Домашние задания книги предложены Валентиной Алексеевной Козловой. Они разбиты на три группы.

Вариант1Вариант 1

Задания не требуют наличия дома у ученика компьютера, носят репродуктивный характер, то есть, основаны только на материалах и приемах, изученных и освоенных на занятии.

Вариант2Вариант 2

Для детей, имеющих дома компьютер, включает в себя, кроме репродуктивных, еще и поисково-исследовательские задания.

Вариант2Вариант 3

Творческий вариант. Выполнение заданий требует от детей интеллектуальной инициативы и размышлений; выполняться задания могут как в тетради, так и на домашнем компьютере, при условии, что ученик сдает на проверку распечатку или файл (если учитель согласен на последнее).

Планы уроков

По мнению автора материал книги реально освоить за 38 школьных урока:

Название урока книги Число занятий
1В редакции “Школьной газеты”2
2Компьютер — помощник редактора2
3Многострочный редактор2
4Приёмы редактирования2
5Копирование2
6Блокнот2
7WordPad2
8Дизайн текста3
9Word2
10Цыплёнок босиком3
11Правописание, списки3
12Детективное агентство “Word”3
13Таблицы4
14Макрокоманды4
15Контрольная работа2
 Итого38

Конкретные планы сильно зависят от возраста учеников и количества времени, отводимого на обучение. Кроме того, каждый учитель имеет собственное представление о том, как должно строиться обучение.

Истоки

Первые два урока книги базируются на материалах соответствующего раздела курса информатики для младших школьников под названием “Роботландия”, основными авторами которого являются:

  • Гольцман Михаил Александрович
  • Дроздов Николай Борисович
  • Дуванов Александр Александрович
  • Зайдельман Яков Наумович
  • Первин Юрий Абрамович
  • Русс Александр Артурович

Благодарности

Уже ставшее традиционным сотрудничество с Валентиной Алексеевной Козловой оказало существенное влияние и на эту книгу.

Валентина Алексеевна — творческий, дотошный критик. Она не просто отмечает погрешности и недочеты, но предлагает идеи по их устранению. Кроме того, Валентина Алексеевна придумывает замечательные домашние задания и, что не менее важно, оказывает автору постоянную моральную поддержку: плети оппонента ложатся на мою спину необычайно ласково и вдохновляюще. Спасибо!

Спасибо и Сергею Львовичу Островскому, который по-прежнему не дает мне лениться, назначая для работы самые сжатые сроки. Но, уж так мне везет по жизни, что и здесь я ощущаю дружеское расположение и искренний интерес.

Наконец, спасибо учителям информатики, которые в своих школах занимаются вместе с детьми Азами на курсах Роботландского университета и помогают мне делать эти книги лучше.

Азы информатики RU 2000/2002 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Об “Азах информатики” письмо автору об авторах