В редакции "Школьной газеты"
  Регистрационная метка
Пишем на компьютере
Решение зачёта 1 | Решение зачёта 2 | Решение зачёта 3

Дизайн информации

Первый урок, посвященный компьютерной обработке текста, начинает важный разговор о дизайне, то есть о таком представлении информации на носителе, которое обеспечивает комфортное восприятие человеком.

К дизайнерской работе относится макетирование статьи и выравнивание текста внутри газетных колонок. И то, и другое необходимо для создания геометрического “рисунка” материала, который помогал бы чтению и создавал положительный эмоциональный настрой.

Дизайн текста определяется, конечно, не только расположением его на носителе, но и множеством других параметров, к которым относятся, например:

  • гарнитура шрифта (стиль начертания символов)
  • кегель (размер)
  • цвет символов и цвет фона
  • способ выделения заголовков
  • способ выделения отдельных слов и фраз
  • способ оформления и отделения абзацев

Основные дизайнерские приемы работы с текстом будут рассмотрены в Читальных залах книги. В центре внимания этого урока — самый важный из них: информационные элементы на странице, предназначенной для чтения человеком, обязательно должны быть выровнены. Человеческий глаз устроен так, что выравнивание существенно помогает восприятию материала.

Элементы могут выравниваться по разным геометрическим линиям, но чаще всего используют вертикальные воображаемые прямые, проходящие по левому и правому краю текста, или по его центру.

Выравнивание слева придает тексту неофициальный характер. Правая неровная граница делает текст более светлым (менее плотным).

Выравнивание одновременно по левому и правому краю (по ширине) используют в официальных публикациях (книги, газеты, журналы). Текст выглядит более темным (плотным), так как исчезает пустое пространство у правого края.

Если текст неширок, слова в нем длинные (что обычно для русского языка), а переносы слов не используются, то в выровненном по обоим краям тексте появляются большие промежутки, которые мешают чтению.

Выравнивание справа и по центру применяют обычно для заголовков и небольших фрагментов текста для достижения специальных дизайнерских эффектов. Читать большие текстовые объемы, выровненные таким образом, трудно.

Файлы к домашним заданиям

Для выполнения первых заданий по вариантам 1 и 2 подготовлены файлы, которые находятся в следующих папках:

./write/home/unit1/ножницы.doc

Распечатка этого файла выдается к первому заданию варианта 1.

./write/home/unit1/образец.doc

Распечатка этого файла выдается к первому заданию варианта 1 и варианта 2.

./write/home/unit1/файл.txt

Файл копируется учениками для выполнения первого задания варианта 2.

Вопросы

Ответы на вопросы

  1. Какие задачи решают сотрудники газеты, получив статью для публикации?

    Ответ. Среди этих задач:

    • исправление грамматических ошибок
    • исправление стилевых ошибок
    • макетирование статьи
    • выравнивание текста внутри газетных колонок

  2. Что такое грамматическая ошибка?

    Ответ. Грамматическая ошибка — это нарушение правил использования русского языка (неверное написание слов, ошибки пунктуации).

  3. Что такое ошибка стиля?

    Ответ. Ошибка стиля (манеры излагать мысли на письме) — это неуклюжие, “тяжелые” предложения; использование жаргонизмов, повторы слов и другие погрешности изложения, которые затрудняют чтение текста и его понимание.

  4. Для чего используют выравнивание текста?

    Ответ. Для более комфортного восприятия читателем.

  5. Назовите способы выравнивания текста.

    Ответ.

    • по левому краю
    • по правому краю
    • по ширине
    • по центру

  6. Каким образом удается выравнивать текст одновременно по левому и по правому краю?

    Ответ. Для такого выравнивания используют дополнительные промежутки между словами (пробелы).

  7. Почему выравнивание по ширине не всегда приводит к хорошему результату?

    Ответ. Если текст неширок и в нем встречаются длинные слова, то для выравнивания по ширине приходится использовать большие промежутки. Между словами появляются “дыры”, которые мешают чтению. Использование переносов слов по слогам позволяет избежать появления в тексте таких пустот.

  8. Если в тексте слова не переносятся по слогам, то как зависит вид текста от ширины колонки и длины слов?

    Ответ. Чем уже текстовая колонка и чем больше в тексте длинных слов, тем больше в нем появляется пустот при двойном выравнивании по левому и правому краю.

  9. Как переключается алфавит в редакторе строки?

    Ответ. Для переключения алфавита можно щелкнуть по пиктограмме En (справа на Панели Задач) и выбрать в открывшемся меню строку Ru Русский или En Английский.

    Переключение алфавита

    Более удобно выполнять переключение алфавита при помощи клавиатурного аккорда Ctrl+Shift или Alt(слева)+Shift (зависит от настроек клавиатуры).

  10. Как переключается режим строчные/прописные в редакторе строки?

    Ответ.

    Клавиша Caps Lock Клавишей Caps Lock. Эта клавиша удобна, когда нужно вводить много заглавных букв подряд.


    Клавиша Shift Когда заглавная буква нужна только одна, лучше пользоваться клавишей Shift.


  11. Как удалить символ в редакторе строки?

    Ответ.

    BS Удалять последний набранный символ удобно клавишей обратного пробела BS.
    Del В середине набора пользуются клавишей Del.


  12. Сколько разных клавиш будет нажато при наборе слова Молоко?

    Ответ. Пять разных клавиш: клавиши с буквами “м”, “о”, “л”, “к” и клавиша Shift.

  13. Сколько нажатий на клавиши нужно выполнить для удаления лишнего символа в слове Перегнос?

    Ответ. Это зависит от положения текстового курсора. Если курсор расположен сразу за текстом, то 4 раза: три раза нужно нажать клавишу со стрелкой влево и один раз клавишу BS.

  14. Сколько нажатий на клавиши нужно выполнить для удаления лишних символов в слове Стттол?

    Ответ. Это зависит от положения текстового курсора и алгоритма удаления. Пусть текстовый курсор расположен сразу за текстом. Тогда самое короткое удаление лишних символов можно выполнить за 4 нажатия: сначала 2 раза влево, затем два раза BS.

Азы информатики RU 2000/2002 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Урок 1. В редакции "Школьной газеты" Письмо автору Об авторах