Программа Привет

Привет — это программа, которая «сочиняет» сказки.

Кавычки у слова «сочиняет» означают, что «сочинения» Привета не настоящие, не такие, как у человека.

Познакомившись с Приветом, вы сделаете вывод, может ли компьютер сочинять по настоящему, может ли компьютер думать.

Как я научил компьютер «сочинять» сказки

Вы любите сказки? Я — очень. Даже пробовал их сочинять, но получалось плохо. Что-то вроде этого:

Жил-был на свете Змей Горыныч. Однажды пошёл он в лес. Смотрит, а там — Мальчик-с-пальчик. Очень удивился Змей Горыныч. А сказке конец!

— Такие сказки и компьютер может сочинять! — решил я и стал придумывать план работы программы-сказочника.

Вот что я сделал: выделил в своей сказке слова, которые можно заменить другими:

Жил-был на свете Змей Горыныч. Однажды пошёл он в лес. Смотрит, а там — Мальчик-с-пальчик. Очень удивился Змей Горыныч. А сказке конец!

Если теперь заменить главного героя Змея Горыныча на Зелёный Горошек, слово пошёл на помчался, лес на баню, а Мальчика-с-пальчика на Чебурашку, то получится «другая» сказка!

Жил-был на свете Зелёный Горошек. Однажды помчался он в баню. Смотрит, а там — Чебурашка. Очень удивился Зелёный Горошек. А сказке конец!

Заготовим для замещаемых мест сказки наборы слов:

Герой Пошел Куда Что там было
Змей Горыныч пошёл баню Чебурашка
Зелёный Горошек поехал клуб горшок масла
Кощей пополз город три корочки хлеба
Серый Волк полетел поле Крокодил Гена
Буратино помчался огород Баба Яга
Пятачок понёсся школу Курочка Ряба
Незнайка поскакал магазин Серенький Козлик
Айболит побежал аптеку дядя Фёдор
Печкин поплёлся лес Мальчик-с-пальчик

Теперь сказки можно получать, выбирая из столбиков слова и вставляя их на свои места в пустые клетки истории:

Жил-был на свете   1  . Однажды   2   он в   3  . Смотрит, а там —   4  . Очень удивился   5  . А сказке конец!

Можно, например, получить такую сказку:

Жил-был на свете . Однажды он в . Смотрит, а там — . Очень удивился Серый Волк. А сказке конец!

Вы можете составить свою сказку, выбирая подходящие слова в выпадающих списках.

Но работу по выбору слов вполне можно поручить компьютеру!

И я написал план, по которому должна работать программа-сказочник:

Жил-был на свете   1  . Однажды   2   он в   3  . Смотрит, а там —   4  . Очень удивился   5  . А сказке конец!

План работы программы-сказочника

  1. Выбери элемент из столбца Герой и вставь его на места   1   и   5   в текст сказки.
  2. Выбери элемент из столбца Пошёл и вставь его на место   2   в текст сказки.
  3. Выбери элемент из столбца Куда и вставь его на место   3   в текст сказки.
  4. Выбери элемент из столбца Что там было и вставь его на место   4   в текст сказки.
  5. Покажи получившуюся историю на экране.

По такому плану и работает программа Привет. Правда, она дополнительно запрашивает имя пользователя, имена героев и черты их характера.

С Приветом вы поработаете на странице практикума.

Может ли компьютер думать?

Вероятно, после знакомства с планом, по которому Привет «сочиняет» сказки, ответ вам понятен — нет!

Думает человек. Человек составляет планы и переписывает их в виде программ для компьютера. А компьютер, не раздумывая, следует заданным инструкциям. И ничего кроме этого.

Что мы узнали
  • Человек пишет программы.
  • Компьютер работает по программам.
  • Думает человек, а компьютер, не раздумывая, следует заданным в программе инструкциям.