Но три НЕОПЫТНЫХ малька Уже спешат издалека, Чтобы пройтись с Тюленем, А Кашалоты и Плотва Взирают на мальков с едва Заметным удивленьем. Л.Кэрролл Алиса в Зазеркалье |
Перед вами второе издание (редакция от сентября 2002 года) гипертекстового учебника Роботландского Университета.
Во второе издание добавлен учебный сайт Кухня Сидорова (основы сайтостроения и вебдизайна). Спецификация стандарта HTML 3.2 заменены спецификациями стандарта HTML 4.0. Дюймы в текстах заменены на нормальные кавычки, модель тире -- заменена настоящим тире , выполнены другие мелкие правки текста и дизайна.
Цель этой книги научить, используя средства HTML, строить полезные компьютерные приложения, которые можно было бы использовать на локальном компьютере у себя дома, в школе или на базе полученных знаний построить собственную страничку в Интернет.
В Роботландском Университете интернет-технологиям посвящены три годовых дистанционных курса. Студенты следуют от станции Введение в Интернет (на базе электронной почты) через Web-конструирование к Web-программированию.
Последние два курса поддерживаются интерактивными гипертекстовыми учебниками HTML-конструирование, JavaScript-конструирование и DHTML-конструирование.
В итоге, на конечной станции мастерство обучаемого достигает уровня, позволяющего проектировать живые гипертекстовые документы, пригодные как для публикации в сети Интернет, так и для локального использования в качестве интерактивного мультимедийного приложения.
Типичный роботландский студент это команда детей, возглавляемая школьным учителем. Совокупность таких команд, в которую включается куратор Университета, образуют сетевое учебное пространство, связанное по принципу каждый с каждым. Базовая работа детей с книгами дополняется живым общением с учителем, сетевыми обсуждениями и конкурсными проектами.
Гипертекстовые учебники Университета особенные: они больше похожи на электронные лаборатории. На их страницах можно дергать за веревочки многочисленные Испытатели, сдавать экзамен в Зачетном классе, запускать собственный код.
Учителям нравится работать по таким книгам: педагогическая функция смещается от технологических проблем в сторону концептуального базиса и индивидуальных консультаций. Для своей работы учитель берет за основу методические рекомендации, сопровождающие книги и дополняющие их вторым, более фундаментальным слоем.
Для работы с книгой необходимо оснастить рабочее место компьютером с установленным на нем браузером.
Какой браузер необходим? Интернет-разработчик должен всегда иметь под
рукой несколько браузеров, минимум два: Microsoft Internet Explorer
(IE) и Netscape Navigator (NN). Ведь пользователь сети может
заехать на вашу страничку на любом транспорте! И вы должны
знать, что он увидит. К сожалению (и большой головной боли
интернет-программиста), браузеры разных фирм интерпретируют
Гипертекстовую книгу HTML-конструирование можно смотреть как в IE (начиная с 4 версии), так и в NN (начиная с 3 версии), но браузер IE-4 предпочтительнее.
Для написания программ необходим какой-нибудь текстовый редактор. Для этой цели хорошо подходит редактор МикроМир, но можно обойтись и блокнотом Windows или другим редактором, который умеет работать в той же кодировке, что и ваш браузер (как правило в кодировке Windows).
Предполагается, что приступающий к обучению умеет:
Предлагаемое пособие нельзя рассматривать как справочник или учебник по HTML-тегам (хотя полный справочник приводится в разделе "Дополнительные материалы"). Цель книги показать минимальный набор HTML-инструментария и сосредоточить внимание читателя на технологии проектирования. В силу этого из двух наборов команд для форматирования текста представлены только логические теги (STRONG, CITE, BIG, SMALL), а физические (B, I) опущены из рассмотрения.
Опущены экзотические (и достаточно вредные) теги, задающие мерцающий, подчеркнутый и перечеркнутый текст, текст двигающийся по экрану. Рассмотрен только в дополнительном слое атрибут face тега FONT, задающий на странице конкретную гарнитуру шрифта. В книге не рассматриваются формы и фреймы (без JavaScript они не слишком интересны, а фреймы, при неумелом использовании, ухудшают дизайн страницы. Формы подробно рассматриваются в книге JavaScript-конструирование.
Книга делится на разделы (уроки), в нее встроены многочисленные примеры и иллюстрации, как непосредственно, так и вызываемые по ссылкам. Кроме того, книгу дополняет гипертекстовый справочник по тегам HTML (спецификации HTML 4.0), небольшой терминологический словарь, ряд материалов для дополнительного чтения и полезные (с точки зрения автора) ссылки в Интернет. Конечно, Интернет-ссылки будут работать только тогда, когда компьютер с установленной на нем книгой, подключен к сети.
Важным дополнением книги является учебный сайт Кухня Сидорова рассказ о принципах сайтостроения и дизайна.
Содержание каждого раздела (урока) нацелено на выполнение практического задания или проекта в конце занятия.
Продвижение к этой цели максимально ускорено за счет отнесения на ссылки терминологического и дополнительного материала учебника. Тот читатель, который знаком с понятиями, излагаемым по ссылкам, или читатель, нетерпение которого слишком велико, может пропустить их при первом чтении без особого ущерба, имея возможность вернуться к этому материалу позже.
Ссылки, на которых размещены примеры, иллюстрации и практические работы, пропускать не рекомендуется.
Изложение раздела книги завершается зачетной контрольной работой (прямо в гипертекстовой среде книги) и заданием на самостоятельные практические упражнения внутри книги или вне ее.
Особое значение в книге имеют уроки 8 и 9. В них описаны принципы классического дизайна ( черный костюм, белая рубашка, строгий галстук) и приведены многочисленные иллюстрации с комментариями на тему что такое хорошо и что такое плохо.
Хорошая гипертекстовая книга по HTML для начинающих. Можно использовать для дополнительного чтения.
Забавная книга. В ней излагаются 70 правил, следуя которым можно писать плохие документы. Ну, как Вредные советы Григория Остера.
Сайты с заметками бывалых и многочисленными ссылками на ресурсы сети по практическому Интернет-программированию и дизайну.