Введение

Но три НЕОПЫТНЫХ малька
Уже спешат издалека,
     Чтобы пройтись с Тюленем,
А Кашалоты и Плотва
Взирают на мальков с едва
     Заметным удивленьем.

Л.Кэрролл “Алиса в Зазеркалье”
 

Предисловие ко второму изданию

Перед вами второе издание (редакция от сентября 2002 года) гипертекстового учебника Роботландского Университета.

Во второе издание добавлен учебный сайт Кухня Сидорова (основы сайтостроения и вебдизайна). Спецификация стандарта HTML 3.2 заменены спецификациями стандарта HTML 4.0. Дюймы в текстах заменены на нормальные кавычки, модель тире “--” заменена настоящим тире “—”, выполнены другие мелкие правки текста и дизайна.

Предисловие к первому изданию

Цель этой книги — научить, используя средства HTML, строить полезные компьютерные приложения, которые можно было бы использовать на локальном компьютере у себя дома, в школе или на базе полученных знаний построить собственную страничку в Интернет.

В Роботландском Университете интернет-технологиям посвящены три годовых дистанционных курса. Студенты следуют от станции “Введение в Интернет” (на базе электронной почты) через “Web-конструирование” к “Web-программированию”.

Последние два курса поддерживаются интерактивными гипертекстовыми учебниками “HTML-конструирование”, “JavaScript-конструирование” и “DHTML-конструирование”.

В итоге, на конечной станции мастерство обучаемого достигает уровня, позволяющего проектировать “живые” гипертекстовые документы, пригодные как для публикации в сети Интернет, так и для локального использования в качестве интерактивного мультимедийного приложения.

Типичный роботландский студент — это команда детей, возглавляемая школьным учителем. Совокупность таких команд, в которую включается куратор Университета, образуют сетевое учебное пространство, связанное по принципу “каждый с каждым”. Базовая работа детей с книгами дополняется живым общением с учителем, сетевыми обсуждениями и конкурсными проектами.

Гипертекстовые учебники Университета особенные: они больше похожи на электронные лаборатории. На их страницах можно “дергать” за веревочки многочисленные Испытатели, сдавать экзамен в Зачетном классе, запускать собственный код.

Учителям нравится работать по таким книгам: педагогическая функция смещается от технологических проблем в сторону концептуального базиса и индивидуальных консультаций. Для своей работы учитель берет за основу методические рекомендации, сопровождающие книги и дополняющие их вторым, более фундаментальным слоем.

Инструментарий занятий

Для работы с книгой необходимо оснастить рабочее место компьютером с установленным на нем браузером.

Какой браузер необходим? Интернет-разработчик должен всегда иметь под рукой несколько браузеров, минимум два: Microsoft Internet Explorer (IE) и Netscape Navigator (NN). Ведь пользователь сети может “заехать” на вашу страничку на любом транспорте! И вы должны знать, что он увидит. К сожалению (и большой головной боли интернет-программиста), браузеры разных фирм интерпретируют HTML-коды и скрипты по-разному.

Гипертекстовую книгу “HTML-конструирование” можно смотреть как в IE (начиная с 4 версии), так и в NN (начиная с 3 версии), но браузер IE-4 — предпочтительнее.

Для написания программ необходим какой-нибудь текстовый редактор. Для этой цели хорошо подходит редактор МикроМир, но можно обойтись и блокнотом Windows или другим редактором, который умеет работать в той же кодировке, что и ваш браузер (как правило в кодировке Windows).

Знания и умения на старте

Предполагается, что приступающий к обучению умеет:

Чего нет в этой книге

Предлагаемое пособие нельзя рассматривать как справочник или учебник по HTML-тегам (хотя полный справочник приводится в разделе "Дополнительные материалы"). Цель книги — показать минимальный набор HTML-инструментария и сосредоточить внимание читателя на технологии проектирования. В силу этого из двух наборов команд для форматирования текста представлены только “логические” теги (STRONG, CITE, BIG, SMALL), а “физические” (B, I) — опущены из рассмотрения.

Опущены экзотические (и достаточно вредные) теги, задающие мерцающий, подчеркнутый и перечеркнутый текст, текст двигающийся по экрану. Рассмотрен только в дополнительном слое атрибут face тега FONT, задающий на странице конкретную гарнитуру шрифта. В книге не рассматриваются формы и фреймы (без JavaScript они не слишком интересны, а фреймы, при неумелом использовании, ухудшают дизайн страницы. Формы подробно рассматриваются в книге “JavaScript-конструирование”.

Как устроена книга

Книга делится на разделы (уроки), в нее встроены многочисленные примеры и иллюстрации, как непосредственно, так и вызываемые по ссылкам. Кроме того, книгу дополняет гипертекстовый справочник по тегам HTML (спецификации HTML 4.0), небольшой терминологический словарь, ряд материалов для дополнительного чтения и полезные (с точки зрения автора) ссылки в Интернет. Конечно, Интернет-ссылки будут работать только тогда, когда компьютер с установленной на нем книгой, подключен к сети.

Важным дополнением книги является учебный сайт Кухня Сидорова — рассказ о принципах сайтостроения и дизайна.

Содержание каждого раздела (урока) нацелено на выполнение практического задания или проекта в конце занятия.

Продвижение к этой цели максимально ускорено за счет отнесения на ссылки терминологического и дополнительного материала учебника. Тот читатель, который знаком с понятиями, излагаемым по ссылкам, или читатель, нетерпение которого слишком велико, может пропустить их при первом чтении без особого ущерба, имея возможность вернуться к этому материалу позже.

Ссылки, на которых размещены примеры, иллюстрации и практические работы, пропускать не рекомендуется.

Изложение раздела книги завершается зачетной контрольной работой (прямо в гипертекстовой среде книги) и заданием на самостоятельные практические упражнения внутри книги или вне ее.

Особое значение в книге имеют уроки 8 и 9. В них описаны принципы классического дизайна (“ черный костюм, белая рубашка, строгий галстук”) и приведены многочисленные иллюстрации с комментариями на тему “что такое хорошо и что такое плохо”.

Николай Чувахин. “Практическое руководство по HTML”

Хорошая гипертекстовая книга по HTML для начинающих. Можно использовать для дополнительного чтения.

Штефан Карзаунинкат. “Золотые правила плохого HTML”

Забавная книга. В ней излагаются 70 правил, следуя которым можно писать плохие документы. Ну, как “Вредные советы” Григория Остера.

Полезные ссылки в Интернет

Сайты с заметками “бывалых” и многочисленными ссылками на ресурсы сети по практическому Интернет-программированию и дизайну.


[оглавление]