Уже достаточно много времени затрачено на то, чтобы научиться при помощи HTML и браузера выводить на экран тексты.
Но это просто тексты. Используя мощный текстовый процессор, такой, как Microsoft Word, сверстать объявление, письмо брошюру и небольшую книгу можно гораздо быстрее, и результат будет лучшего качества.
При этом не надо писать программы, вникать во все тонкости многочисленных тегов и их атрибутов. Работая в Worde, практически не надо думать ни о чем, кроме содержания собственного произведения. Разнообразный оформительский инструментарий имеет интуитивно-понятный интерфейс и многочисленную библиотеку шрифтов, линий, значков, рамочек, орнаментов, фигур, картиночек и других полезных штучек, которые делают текст на экране и бумаге приятным для глаза. При условии, конечно, что вы не лишены вкуса и чувства меры.
Так почему же во всем мире разразился настоящий бум HTML-программирования? Сбывается мечта А.П.Ершова: программирование становится второй грамотностью, народным увлечением.
Главных причин популярности HTML три. Вот они в порядке возрастания важности.
HTML-программирование очень простое. В нем нет традиционных
алгоритмических структур, таких, как развилка, цикл, процедура. Оно
линейно в своей основе.
(Отступлением от этого тезиса являются ссылки. С их помощью можно
организовать ветвление и процедурный вызов. Об этом будет рассказано
ниже. Однако, эти средства слишком примитивны для серьезного
сопоставления с аналогичными структурами языков типа Си или Паскаль.)
Многие авторы учебников даже стесняются называть HTML-тексты программами. Работу HTML-проектировщика они называют разметкой текста. На самом деле, в этом названии заключена методическая ошибка. Ведь оно (название) предполагает такой порядок работы:
Однако, хорошие гипертекстовые документы при таком подходе получить
гораздо сложнее, чем в случае когда, структура HTML-документа
планируется еще до написания текстов. Ведь гипертекст устроен
принципиально иначе (см. третью причину).
Переносимость.
Если, работая в Word'e, вы создаете документ для собственного потребления, у вас нет проблем. Нет проблем и тогда, когда вы посылаете свою работу в мир как печатную копию. Если же ваш партнер, издатель или коллега просит прислать электронную версию начинаются проблемы.
Но даже, если все эти условия выполнены, все равно мало шансов на то, что ваш товарищ увидит текст неискаженным (картинки вылезают из рамок, границы страниц плывут по тексту ). Это происходит потому, что ваш Word и Word вашего партнера настроены по-разному.
После того, как по телефону (или электронной почте) редакторы будут настроены одинаково, текст все равно может выглядеть по-разному уже по причинам, известным только фирме Microsoft.
Все, о чем говорилось, называется непереносимостью продукта. Не в том смысле, что продукт кого-то не любит, а в том, что разным пользователям невозможно, или крайне тяжело, отображать у себя то, что сделано в другом месте.
HTML-документ является переносимым продуктом. Это означает, что авторский труд будет легко доступен огромному числу пользователей, независимо от марки компьютера и типа операционной системы. Именно это свойство HTML-документов, а также их относительно малый размер, позволили с успехом использовать HTML-технологию для подготовки WWW-страниц в Интернете.
Переносимость HTML-документа достигается
за счет того, что пересылается не экранное изображение, а программа. А
изображение строит браузер, выполняя команды этой программы. Правда, и
здесь не все гладко. Разные браузеры могут работать немного
по-разному.
HTML-документ это гипертекст.
Обычный текст имеет линейную структуру. И хотя пользователь может читать любые его страницы и строчки, листая документ на экране или в бумажной книге, автор предполагает, что текст читается по порядку. Сначала первая страница, потом вторая и так далее.
Некоторое нарушение линейности обычной книги вносят сноски, ссылки на другие страницы и ссылки на другую литературу.
Предполагается, что пользователь может прервать линейное чтение в
месте ссылки, посмотреть другую часть читаемого текста или даже совсем
другой текст, а затем продолжить чтение с места прерывания.
Из массы линейной текстовой продукции выделяются словари, справочники, энциклопедии. Физически текст устроен линейно: за страницей 10 обязательно следует страница 11, а за сотой сто первая. Однако, предполагается, что читатель обращается к книге для справки, а не читает ее всю подряд от корки до корки.
Для упрощения навигации пользователя в таких книгах предусматриваются
подробные оглавления, алфавитные и тематические указатели. Разделы
словаря или справочника имеют систему развитых перекрестных ссылок.
(Помните как у Лема:
СЕПУЛЬКА предмет для сепулькации, см. сепулькация.
СЕПУЛЬКАЦИЯ действие, выполняемое при помощи СЕПУЛЬКИ, см.
сепулька.)
В век бурных компьютерных технологий как-то не хочется вручную
копаться в большом словаре. Почему бы эту рутину не поручить
железному другу с мягкой душой? Вгоним
словарь в железо и настроим душу. Щелкнул
мышкой по нужному слову получил результат: нужный
раздел книги на экране.
Возможности компьютера рождают принципиально новую идею: почему бы изначально не проектировать текст в расчете на возможность чтения не по-порядку, а по контексту. Такой подход позволяет разным пользователям просматривать текст ориентируясь, на свои вкусы, уровень владения темой и поставленные задачи.
Структура компьютерной книги становится существенно нелинейной, она даже перестает быть иерархической, а скорее напоминает спутанную рыболовную сеть или порцию спагетти, опрокинутую на пол.
Для навигации по такой сети предусматривается простой способ: те фрагменты документа, которые имеют переходы на другие его части, каким-то образом выделены. Простое интерфейсное действие на такой ссылке (нажатие на Enter или мышиный щелчок) перебрасывают пользователя в другой информационный узел.
Посмотрел, вернулся обратно, или, не возвращаясь, продолжил путешествие по новой ссылке.
Читая эту книгу, вы, конечно, уже достаточно много поработали со ссылками и понимаете, что это такое на практике.
Вы поняли, что:
Если ссылки образуют вложенную цепочку, то кнопки Назад (Back) и Вперед (Forward) можно использовать для движения по пройденному ссылочному пути в обе стороны. Они работают как традиционные операции откатка и накатка в большинстве прикладных программ.
В нижеприведенном примере используется цепочка вложенных ссылок. Совершите небольшое путешествие. Сначала, щелкая ссылки, доберитесь до текста, в котором ссылок уже нет. Затем, пользуясь навигационными кнопками браузера, прогуляйтесь по пройденному пути вперед и назад.
Пример Цепочка вложенных ссылок
Ссылки могут уводить не только в разные документы, но загружать на экран разные фрагменты одного и того же текста. В последнем случае навигационные средства браузера работают также.
Пример Ссылка внутри документа
Для задания гипертекстового перехода внутри документа используют две команды <A>. Первая команда с атрибутом href является источником перехода, вторая с атрибутом name приемником.
Общий вид программы | Комментарии |
---|---|
Задание перехода по метке На экран выводится ссылка: текст Метка. Сюда браузер приходит по ссылке. На экране ничего не отображается. |
Для организации перехода внутри документа нужно:
Выбрать имя для метки.
Запрограммировать переход по метке.
В месте перехода нужно написать команду
<A href=#метка>текст</A>.
Здесь:
Установить тег с меткой в нужном месте HTML-программы.
Перед фрагментом HTML-программы, на который должен выполниться переход
записать команду-метку
<A name=метка></A>.
При этом:
Для того, чтобы браузер загрузил в свое окно новый HTML-документ, нужно записать в программе ссылку при помощи команды <A> с атрибутом href=имя_файла.
Общий вид программы | Комментарии |
---|---|
Выполнить файл имя_файла. На экран выводится ссылка: текст При щелчке пользователя на ссылке браузер строит на экране документ по программе, заданной в файле имя_файла. |
Документ
Программа (файл doc1.htm)
Программа, на которую настроена
ссылка в документе (файл doc2.htm)
Мы научились решать такие задачи:
Эти два метода можно объединить и передать управление из одного документа к метке внутри другого.
Общий вид программы | Комментарии |
---|---|
Приступить к показу фрагмента с меткой "метка" в файле "имя_файла". На экран выводится ссылка: текст. При щелчке пользователя на ссылке браузер строит на экране документ по программе, заданной в файле "имя_файла", начиная с фрагмента с меткой "метка". |
Документ
Программа (файл doc3.htm)
Программа, на которую настроена
ссылка в документе (файл doc4.htm)
Имена файлов с HTML-программами имеют расширение htm или html.
Без необходимости обозначение html лучше не использовать, так как не все операционные системы понимают 4 символа в расширении имени файла.
Имена для файлов всегда стараются придумать осмысленные. Когда файлов много, порядок в именах имеет особое значение.
Если, например, ваш многофайловый гипертекст имеет иерархическую структуру, старайтесь в обозначениях учитывать иерархию. Так, основной файл с оглавлением можно назвать 00.htm (или index.htm). Файл с первой главой 01.htm и так далее (быть может до 99.htm). Когда главы имеют файлы-параграфы, их имена получаются из имени главы добавлением двузначного номера параграфа. Так же поступают и с файлами-пунктами параграфа.
Предлагаемая нотация позволяет по имени файла определить его принадлежность. Например, файл 0205.htm описывает построение пятого параграфа второй главы, а файл 111299.htm 99-ый пункт 12-ого параграфа 11-ой главы.
Если в теге <A> указано имя файла, браузер ищет файл в том же каталоге, в котором расположен файл со ссылкой. Когда необходимо сослаться на файл из другого каталога можно:
Второй способ гораздо лучше, так как при правильном использовании позволяет переносить ваш многофайловый гипертекст из одного каталога в другой и с одного компьютера на другой без дополнительных настроек.
Пусть, например, ваш гипертекст расположен в каталоге BOOK корневого каталога диска C. В самом каталоге BOOK расположен файл с оглавлением 00.htm. Остальные файлы помещены в подкаталоги 01, 02, 03, 04 в соответствии с принадлежностью к той или иной главе документа. | ![]() |
Как можно сослаться из файла 00.htm на файл 02.htm?
Первый способ приводит к непереносимости вашего продукта. Стоит вам перезаписать, например, каталог BOOK на диск D, как ссылки перестают работать.
Вторая запись предлагает браузеру ориентироваться на текущий каталог об этом говорит указание ./. Можно перемещать каталог BOOK в любое место и даже переименовывать его ссылки работать будут.
Относительная ссылка из файла 02.htm в файл 00.htm запишется так: ../00.htm. Символы ../ указывают на родительский каталог.
Нажмите кнопку Сброс, затем выберите верные ответы на вопросы.