Урок 2. Икра по-роботландски
Цели урока | План урока |
---|---|
Продолжение знакомства
Осваиваем операцию перетаскивание. |
|
![]() |
Второй урок — достаточно объёмный. Чтобы провести его удачно, необходимо настроиться на динамичную работу. |
Повторение. Ответы на вопросы по первому уроку
|
Для повторения материала первого урока заготовлено 5 вопросов. Вопросы появляются по одному на экране. Ответ демонстрируется после того, как дети его озвучивают. |
Вопрос | Ответ | |
---|---|---|
1 | ![]() |
![]() |
2 | ![]() |
![]() |
3 | ![]() |
![]() |
4 | ![]() |
![]() |
5 | ![]() |
![]() |
Проверка ДЗ, рассказы о роботах
Сканкопии работ учеников с комментариями можно разместить в Веб альбомах Picasa на Google. Сканирование и размещение работ в сети требует, конечно, времени. Можно попросить помощи учеников старших классов. В будущем эту работу смогут выполнять сами авторы. |
Переходим к проверке домашнего задания «Робот». Дети, наверняка, с удовольствием расскажут о роботах, которых изобразили на первой страничке своей тетради. Можно выслушать всех детей на уроке. Для этого нужно организовать ответы детей с места. Учитель задаёт ритм работы:
Получится динамично, информационно, интересно для всех. Проблема. Каждый ребёнок ожидает оценки своей работы, а учитель не в состоянии на уроке внимательно рассмотреть все работы и поговорить о каждой. Решение. Учитель может собрать тетради и записать в них к следующему уроку свои краткие комментарии. Комментировать необходимо все работы без исключения, обязательно отмечая в каждом рисунке положительные стороны, интересные детали. Будет замечательно, если учитель создаст сетевую галерею и разместит в ней сканкопии рисунков со своими комментариями или комментариями своих помощников (например, учеников старших классов, членов кружка). Ученик сможет показывать свои работы и работы одноклассников родителям и друзьям. Со временем ученики смогут сами комментировать работы друг-друга. |
Распечатать карточки с оценками можно из папки work/mark/. |
Оценивание работы в тетради возможно в роботландском духе: Профессор, Студент. Изображения (распечатки) вклеиваются в тетрадь после выполненного задания. Использование иных оценок вряд ли уместно. |
Продолжаем осваивать правила ТБ
Какие ещё правила нужно знать? |
Суть безопасного поведения в компьютерном классе сформулирована в электронном учебнике очень доступно: Техника безопасности — это правила, которые надо выполнять, чтобы сохранить здоровье, жизнь и ничего вокруг не сломать. |
Именно эту формулировку продолжаем раскрывать по пунктам нашим ученикам.
|
Если компьютер выключен, значит, учитель хочет рассказать что-то интересное. А если компьютер включён, значит, учитель подготовил компьютер к уроку. |
|
Лучше не подходить к компьютеру с хлебом, орешками, конфетами, семечками, чаем… Крошки навредят компьютеру как и пыль, а пролитый чай может испортить его окончательно. |
|
Барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя. Так же «нежно» нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру. |
|
Не трогайте экран компьютера даже чистыми пальцами! На нём всё равно останутся следы. Есть специальные компьютеры, которые управляются движением пальцев по экрану, для них это правило не работает. |
На самом деле, существует множество других рекомендаций, выполнение которых поможет сберечь здоровье ребёнка. Учителю рекомендуется обратить на эти правила самое пристальное внимание, во имя здоровья детей, да и во имя здоровья своего собственного.
Ниже сформулированы самые важные рекомендации. Более подробную информацию можно прочитать, например, по следующей ссылке.
Картинка с плаката по ТБ, кочует в Интернете, расположена, например, здесь (ссылка — автор?). |
|
Азбука Роботландии
Продолжаем знакомиться с первыми словами нашей азбуки: информатика, компьютер, робот, алгоритм. Первые три слова уже обсуждались на первом уроке. Сегодня добавим новое слово и зафиксируем написание этих терминов.
Информатика — наука, основы которой мы изучаем.
Компьютер — главный инструмент информатики.
Робот — автоматическое устройство, работает под управлением программы — эмоциональный пример приложения информатики.
Алгоритм — основной метод информатики. Как уравнение — основной метод физики. Задачи информатики решаются алгоритмами, как задачи физики — уравнениями.
Мы знаем еще два важных слова: информация и Интернет.
Информация — это предмет, который изучает информатика. Физика, например, изучает материю, а информатика — информацию.
Ранее было сказано, что компьютер — главный инструмент информатики. Это не совсем так.
Интернет — вот главный инструмент информатики сегодня. Отдельный компьютер подобен пчеле, но только улей способен решать задачи пчелиной популяции.
Интернет — это объединение компьютеров по всему миру. Из большого количества взаимосвязанных компьютеров выросли новые методы информатики, способные решать задачи, недоступные ранее (диалектический переход количества в качество — работает!). Подобно тому, как муравейник способен решать задачи, недоступные отдельным муравьям.
Слова «информация» и «Интернет» пока не выносим на обсуждение. Для первого раза и так трудных слов достаточно.
Самым трудным сегодня, конечно, является слово алгоритм. Решено не откладывать это ключевое слово на потом. Но и не будем пытаться сразу вложить в него точное понимание (тем более, что и среди взрослых нет однозначного толкования этого термина), однако приучать к этому слову начнём прямо сегодня.
|
Азбука Роботландии — это наш букварь по информатике. Сегодня выучим четыре буквы из азбуки Роботландии. Эти буквы легко запомнить — из них складывается слово ИКРА. |
|
Наука и школьный предмет. Учит работать на компьютере. Снова отметим, что предметом науки «информатика» является информация (передача, обработка и хранение информации), а вовсе не компьютер. Однако достижения современной информатики базируются исключительно на возможностях компьютерной техники (невозможны без неё), поэтому информатика однозначно ассоциируется с компьютером. И эту ассоциацию мы пока берём за основу! |
|
Прибор, на котором можно:
Таким образом, компьютер помогает человеку выполнять различную работу, в том числе компьютер может управлять различными устройствами (телефоном, холодильником, стиральной машиной, газовой плитой, роботом). |
|
Робот — это устройство, которое выполняет работу автоматически (то есть, без участия человека). Как же робот выполняет работу без человека? Кто же им управляет? Роботом управляет компьютер. А как работает компьютер? Разве компьютер может думать? Нет. Думает человек. А компьютер работает по плану, который для него составляет человек. В информатике план выполнения работы называют алгоритмом. |
|
Алгоритм — это план выполнения работы. Компьютер всегда работает по плану, то есть, по алгоритму. Алгоритмы записывают по пунктам. Пункты обычно нумеруют, чтобы сразу было видно, что делать во-первых, что во-вторых, что в-третьих. Пункты записывают словами-командами, которые обозначают действия (глаголами): пойди, возьми, принеси… |
Что мы узнали
![]() |
— Сегодня мы узнали новые правила работы в компьютерном классе. Сколько правил добавилось? — 4 — Назовите эти правила! Ответы — Сегодня мы узнали 4 слова из нашей Азбуки. Какое слово помогает вспомнить эти слова? — ИКРА — Назовите слова, которые прячет ИКРА. Ответы |
Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж. |
— Сегодня у нас «в почёте» число 4: четыре правила техники безопасности, четыре важных слова информатики! А с чем ещё связано число 4? Ответы: 4 времени года, 4 времени суток (ночь, утро, день, вечер), 4 стороны света (север, юг, запад, восток), 4 лапы, 4 колеса. |
Домашнее задание
Задание АЛГОРИТМ. Пункты алгоритма нумеруются. Каждый пункт кратко описывает действие, понятное исполнителю алгоритма. |
Задание АЛГОРИТМ. Записать в тетради алгоритм выполнения работы (выбирается одно задание по списку). В алгоритме должно быть не менее 3 и не более 5 пунктов. Список заданий:
В конце урока каждому ученику вручается листочек с описанием домашней работы. Кроме задания АЛГОРИТМ в него входит работа с уроком 2 по электронному учебнику. Листочки предназначены, конечно, родителям. Их можно распечатать из файла home/02/home.doc Это же домашнее задание в Интернете. Можно сэкономить время и не обсуждать домашнее задание на уроке. |
Физминутка. Исполнение алгоритма
![]() |
Совместим физические упражнения с темой урока. Прочитайте алгоритм, предварительно отображённый на большом экране. Попросите детей встать из-за парт и выполнить этот алгоритм несколько раз. |
Практикум(п): работа с ключевыми словами
![]() |
Практикум выполняется без компьютера (за партой). Цель: закрепление ключевых слов курса. Предлагаются два варианта практикума. |
Вариант 1
- Учитель показывает изображение, соответствующее ключевому слову.
- Дети поднимают карточку с первой буквой ключевого слова.
- Учитель показывает (и произносит) слово.
Карточки с буквами можно распечатать из папки work/02/01/.
Картинка | Буква | Слово |
---|---|---|
![]() |
И |
![]() |
![]() |
К |
![]() |
![]() |
Р |
![]() |
![]() |
А |
![]() |
Вариант 2
- Учитель показывает изображение, соответствующее ключевому слову.
- Дети собирают слово из слогов, записанных на карточках.
- Учитель показывает (и произносит) слово.
Карточки со слогами можно распечатать из папки work/02/02/.
Понятие объекта
Освоим ещё одно важное собирательное слово — объект.
С абстракциями у детей пока ещё не очень хорошо, так давайте, потихоньку развивать их мышление!
Дети, например, уже знакомы со словом «предметы» (на столе 3 предмета: тетрадь, ручка и карандаш). Давайте зацепимся за слово «предметы», введём на его базе слово «объект» без которого будет трудно излагать основы информатики.
|
Словом «объект» можно обозначать любые предметы. Мышка — объект. Морковка — объект. Листик — объект. Барабан у муравья — объект. И сам муравей тоже — объект. Одно слово заменяет много других. Очень удобно! |
Практикум(к): перетаскивание
Цель: освоить операцию перетаскивания объектов и поработать с ключевыми словами (информатика, компьютер, робот, алгоритм).
|
Дети работают с первым практикумом учебника — «Роботландская икра». Перед тем как дети займут места за компьютерами, учитель объясняет алгоритм перетаскивания объектов по материалу учебника (загруженного заранее в другое окно). |
Практикум(к): сборка алгоритма перетаскивания
Цель: закрепить операцию перетаскивания как практически, так и алгоритмически.
|
Дети работают со вторым практикумом учебника — «Алгоритм перетаскивания». |
Зачёт
|
Дети выполняют задания зачёта по технике безопасности (материал предыдущего и сегодняшнего урока). |
Что мы узнали
|
Завершаем занятие, отображая на экран графический конспект урока. |