Урок 2. Икра по-роботландски

Цели урока План урока

Продолжение знакомства

  • с правилами работы в компьютерном классе;
  • с ключевыми словами курса:
    • информатика
    • компьютер
    • робот
    • алгоритм

Осваиваем операцию перетаскивание.


Второй урок — достаточно объёмный. Чтобы провести его удачно, необходимо настроиться на динамичную работу.

Вверх Повторение. Ответы на вопросы по первому уроку

Для повторения материала первого урока заготовлено 5 вопросов.

Вопросы появляются по одному на экране. Ответ демонстрируется после того, как дети его озвучивают.

  Вопрос Ответ
1
2
3
4
5

Вверх Проверка ДЗ, рассказы о роботах

Сканкопии работ учеников с комментариями можно разместить в Веб альбомах Picasa на Google.

Сканирование и размещение работ в сети требует, конечно, времени. Можно попросить помощи учеников старших классов. В будущем эту работу смогут выполнять сами авторы.

Переходим к проверке домашнего задания «Робот». Дети, наверняка, с удовольствием расскажут о роботах, которых изобразили на первой страничке своей тетради.

Можно выслушать всех детей на уроке. Для этого нужно организовать ответы детей с места. Учитель задаёт ритм работы:

  1. Как зовут робота?
  2. Что он умеет делать?

Получится динамично, информационно, интересно для всех.

Проблема. Каждый ребёнок ожидает оценки своей работы, а учитель не в состоянии на уроке внимательно рассмотреть все работы и поговорить о каждой.

Решение. Учитель может собрать тетради и записать в них к следующему уроку свои краткие комментарии. Комментировать необходимо все работы без исключения, обязательно отмечая в каждом рисунке положительные стороны, интересные детали.

Будет замечательно, если учитель создаст сетевую галерею и разместит в ней сканкопии рисунков со своими комментариями или комментариями своих помощников (например, учеников старших классов, членов кружка).

Ученик сможет показывать свои работы и работы одноклассников родителям и друзьям.

Со временем ученики смогут сами комментировать работы друг-друга.

Профессор Студент

Распечатать карточки с оценками можно из папки work/mark/.

Оценивание работы в тетради возможно в роботландском духе: Профессор, Студент.

Изображения (распечатки) вклеиваются в тетрадь после выполненного задания. Использование иных оценок вряд ли уместно.

Вверх Продолжаем осваивать правила ТБ

Какие ещё правила нужно знать?

Суть безопасного поведения в компьютерном классе сформулирована в электронном учебнике очень доступно:

Техника безопасности — это правила, которые надо выполнять, чтобы сохранить здоровье, жизнь и ничего вокруг не сломать.

Именно эту формулировку продолжаем раскрывать по пунктам нашим ученикам.

Если компьютер выключен, значит, учитель хочет рассказать что-то интересное. А если компьютер включён, значит, учитель подготовил компьютер к уроку.

Лучше не подходить к компьютеру с хлебом, орешками, конфетами, семечками, чаем…

Крошки навредят компьютеру как и пыль, а пролитый чай может испортить его окончательно.

Барабаня по клавиатуре, вы быстро выведете её из строя.

Так же «нежно» нужно относиться к мышке и другим устройствам, подключаемым к компьютеру.

Не трогайте экран компьютера даже чистыми пальцами! На нём всё равно останутся следы.

Есть специальные компьютеры, которые управляются движением пальцев по экрану, для них это правило не работает.

На самом деле, существует множество других рекомендаций, выполнение которых поможет сберечь здоровье ребёнка. Учителю рекомендуется обратить на эти правила самое пристальное внимание, во имя здоровья детей, да и во имя здоровья своего собственного.

Ниже сформулированы самые важные рекомендации. Более подробную информацию можно прочитать, например, по следующей ссылке.

Картинка с плаката по ТБ, кочует в Интернете, расположена, например, здесь (ссылка — автор?).

  • Размер мебели должен соответствовать возрасту и телосложению ребенка.
  • Правильная посадка (для сохранения осанки и зрения) предполагает:
    • экран монитора должен быть удалён от глаз на расстояние вытянутой руки;
    • не нужно подгибать или вытягивать ноги;
    • локти касаются туловища, предплечья на одной высоте с клавиатурой, опираются на стол;
    • не надо сутулиться или откидываться на спинку стула.
  • Продолжительность непрерывных занятий с использованием компьютеров на уроках для учащихся в возрасте 7–10 лет не должна превышать 20 минут.

Вверх Азбука Роботландии

Продолжаем знакомиться с первыми словами нашей азбуки: информатика, компьютер, робот, алгоритм. Первые три слова уже обсуждались на первом уроке. Сегодня добавим новое слово и зафиксируем написание этих терминов.

Информатика — наука, основы которой мы изучаем.

Компьютер — главный инструмент информатики.

Робот — автоматическое устройство, работает под управлением программы — эмоциональный пример приложения информатики.

Алгоритм — основной метод информатики. Как уравнение — основной метод физики. Задачи информатики решаются алгоритмами, как задачи физики — уравнениями.

Мы знаем еще два важных слова: информация и Интернет.

Информация — это предмет, который изучает информатика. Физика, например, изучает материю, а информатика — информацию.

Ранее было сказано, что компьютер — главный инструмент информатики. Это не совсем так.

Интернет — вот главный инструмент информатики сегодня. Отдельный компьютер подобен пчеле, но только улей способен решать задачи пчелиной популяции.

Интернет — это объединение компьютеров по всему миру. Из большого количества взаимосвязанных компьютеров выросли новые методы информатики, способные решать задачи, недоступные ранее (диалектический переход количества в качество — работает!). Подобно тому, как муравейник способен решать задачи, недоступные отдельным муравьям.

Слова «информация» и «Интернет» пока не выносим на обсуждение. Для первого раза и так трудных слов достаточно.

Самым трудным сегодня, конечно, является слово алгоритм. Решено не откладывать это ключевое слово на потом. Но и не будем пытаться сразу вложить в него точное понимание (тем более, что и среди взрослых нет однозначного толкования этого термина), однако приучать к этому слову начнём прямо сегодня.

Азбука Роботландии — это наш букварь по информатике.

Сегодня выучим четыре буквы из азбуки Роботландии. Эти буквы легко запомнить — из них складывается слово ИКРА.

Наука и школьный предмет. Учит работать на компьютере.

Снова отметим, что предметом науки «информатика» является информация (передача, обработка и хранение информации), а вовсе не компьютер.

Однако достижения современной информатики базируются исключительно на возможностях компьютерной техники (невозможны без неё), поэтому информатика однозначно ассоциируется с компьютером. И эту ассоциацию мы пока берём за основу!

Прибор, на котором можно:

  • читать;
  • писать;
  • считать;
  • рисовать;
  • играть;
  • сочинять музыку;
  • общаться;
  • управлять роботами;
  • и многое другое.

Таким образом, компьютер помогает человеку выполнять различную работу, в том числе компьютер может управлять различными устройствами (телефоном, холодильником, стиральной машиной, газовой плитой, роботом).

Робот — это устройство, которое выполняет работу автоматически (то есть, без участия человека).

Как же робот выполняет работу без человека? Кто же им управляет?

Роботом управляет компьютер. А как работает компьютер? Разве компьютер может думать?

Нет. Думает человек. А компьютер работает по плану, который для него составляет человек. В информатике план выполнения работы называют алгоритмом.

Алгоритм — это план выполнения работы.

Компьютер всегда работает по плану, то есть, по алгоритму.

Алгоритмы записывают по пунктам. Пункты обычно нумеруют, чтобы сразу было видно, что делать во-первых, что во-вторых, что в-третьих.

Пункты записывают словами-командами, которые обозначают действия (глаголами): пойди, возьми, принеси…

Вверх Что мы узнали

— Сегодня мы узнали новые правила работы в компьютерном классе. Сколько правил добавилось?

— 4

— Назовите эти правила!

Ответы

— Сегодня мы узнали 4 слова из нашей Азбуки. Какое слово помогает вспомнить эти слова?

— ИКРА

— Назовите слова, которые прячет ИКРА.

Ответы

Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.

— Сегодня у нас «в почёте» число 4: четыре правила техники безопасности, четыре важных слова информатики! А с чем ещё связано число 4?

Ответы: 4 времени года, 4 времени суток (ночь, утро, день, вечер), 4 стороны света (север, юг, запад, восток), 4 лапы, 4 колеса.

Вверх Домашнее задание

Задание АЛГОРИТМ.

Пункты алгоритма нумеруются. Каждый пункт кратко описывает действие, понятное исполнителю алгоритма.

Задание АЛГОРИТМ. Записать в тетради алгоритм выполнения работы (выбирается одно задание по списку). В алгоритме должно быть не менее 3 и не более 5 пунктов.

Список заданий:

  • Почистить зубы
  • Вскипятить воду
  • Перейти улицу
  • Разогреть еду

В конце урока каждому ученику вручается листочек с описанием домашней работы. Кроме задания АЛГОРИТМ в него входит работа с уроком 2 по электронному учебнику. Листочки предназначены, конечно, родителям. Их можно распечатать из файла home/02/home.doc

Это же домашнее задание в Интернете.

Можно сэкономить время и не обсуждать домашнее задание на уроке.

Вверх Физминутка. Исполнение алгоритма

Совместим физические упражнения с темой урока.

Прочитайте алгоритм, предварительно отображённый на большом экране.

Попросите детей встать из-за парт и выполнить этот алгоритм несколько раз.

Вверх Практикум(п): работа с ключевыми словами

Практикум выполняется без компьютера (за партой). Цель: закрепление ключевых слов курса.

Предлагаются два варианта практикума.

Вариант 1

  1. Учитель показывает изображение, соответствующее ключевому слову.
  2. Дети поднимают карточку с первой буквой ключевого слова.
  3. Учитель показывает (и произносит) слово.

Карточки с буквами можно распечатать из папки work/02/01/.

Картинка Буква Слово
И
К
Р
А

Вариант 2

  1. Учитель показывает изображение, соответствующее ключевому слову.
  2. Дети собирают слово из слогов, записанных на карточках.
  3. Учитель показывает (и произносит) слово.

Карточки со слогами можно распечатать из папки work/02/02/.

Вверх Понятие объекта

Освоим ещё одно важное собирательное слово — объект.

С абстракциями у детей пока ещё не очень хорошо, так давайте, потихоньку развивать их мышление!

Дети, например, уже знакомы со словом «предметы» (на столе 3 предмета: тетрадь, ручка и карандаш). Давайте зацепимся за слово «предметы», введём на его базе слово «объект» без которого будет трудно излагать основы информатики.

Словом «объект» можно обозначать любые предметы.

Мышка — объект.

Морковка — объект.

Листик — объект.

Барабан у муравья — объект.

И сам муравей тоже — объект.

Одно слово заменяет много других. Очень удобно!

Вверх Практикум(к): перетаскивание

Цель: освоить операцию перетаскивания объектов и поработать с ключевыми словами (информатика, компьютер, робот, алгоритм).

Дети работают с первым практикумом учебника — «Роботландская икра».

Перед тем как дети займут места за компьютерами, учитель объясняет алгоритм перетаскивания объектов по материалу учебника (загруженного заранее в другое окно).

Вверх Практикум(к): сборка алгоритма перетаскивания

Цель: закрепить операцию перетаскивания как практически, так и алгоритмически.

Дети работают со вторым практикумом учебника — «Алгоритм перетаскивания».

Вверх Зачёт

Дети выполняют задания зачёта по технике безопасности (материал предыдущего и сегодняшнего урока).

Вверх Что мы узнали

Завершаем занятие, отображая на экран графический конспект урока.