Многостраничный документ (на начало урока 11)
Регистрационная метка
Вопросы
На начало урока 11
Возврат

Вопросы

Разработка структуры сайта

Ответы на вопросы

  1. В каком случае структуру сайта можно признать удачной?

    Ответ. Если пользователь не испытывает трудности в работе с сайтом, связанных с:

    • общим представлением об устройстве сайта,
    • поиском и потреблением услуг, предлагаемых сайтом,

    то структуру сайта можно признать удачной.

  2. Как представляет структуру сайта разработчик?

    Ответ. Структура сайта с точки зрения разработчика — это рабочая схема, на которой разработчик указывает связи между страницами и родственные узы (потомок, предок, брат).

  3. Как представляет структуру сайта пользователь?

    Ответ. Структура сайта с точки зрения пользователя — это система навигации, по которой он судит о содержимом страниц, о связях между страницами и их родственных отношениях.

    Особое место в навигационной системе сайта играет страница под названием “карта сайта”. Эта страница представляет обычно полную схему сайта с гипертекстовыми ссылками на все его страницы.

  4. Почему фрагмент структуры школьного сайта, представленный ниже является неудачным.

    • Учителя
      • Расписание уроков
    • Ученики
      • Расписание факультативов

    Ответ. Страница “Расписание уроков” здесь является потомком страницы “Учителя”, хотя в этой странице заинтересованы и ученики.

    Страница “Расписание факультативов” в схеме является потомком страницы “Ученики”, хотя она полезна и учителям.

  5. Как можно исправить структуру, приведённую в предыдущем вопросе. Приведите доказательство правильности предложенного варианта.

    Ответ. Логичнее построить схему в таком виде:

    • Учителя
    • Ученики
    • Расписание
      • Основные уроки
      • Факультативы

    В этой схеме страницы “Основные уроки” и “Факультативы” логично являются потомками общей страницы “Расписание”, а не спрятаны в качестве потомков страниц “Учителя” и “Ученики”

  6. Назовите три базовых структуры, которые наиболее часто используют для построения структуры сайта.

    Ответ. Большие сайты, как правило, имеют довольно сложную архитектуру, но можно выделить три базовых схемы, используемые в виде основополагающего каркаса:

    • линейная схема;
    • таблица;
    • иерархия.
  7. Приведите пример многостраничного документа, для которого хорошо подходит линейная структура организации страниц.

    Ответ. Цепочка хорошо подходит, если предполагается программированное движение по ней пользователя. Типичный пример — страницы с формами регистрации в той или иной сетевой службе.

    Например, регистрация бесплатного почтового ящика в Яндексе выполняется за два шага на двух последовательных страницах (см. практикум урока 3).

  8. Приведите пример многостраничного документа, для которого хорошо подходит иерархическая структура организации страниц.

    Ответ. Иерархия наиболее часто используется в качестве базовой структуры сайта. Это объясняется тем, что иерархическое разделение большого материла на небольшие фрагменты, естественным образом сохраняет подчинение частных разделов общим, которые они развивают и детализируют.

    Пример такой структуры показан на рисунке.

    Естественная иерархия

    Иерархия удобна и тогда, когда разделы следуют линейно (как главы книги), но предполагается, что их просмотр может выполняться в любой последовательности (как разделы словаря или справочника).

    Пример такой организации показан на рисунке.

    Иерархия для удобства просмотра

    Главы книги следуют линейно, но из общего содержания можно напрямую попасть в любую главу, не пролистывая предшествующие.

  9. В каких случаях рекомендуется использовать для сайта табличную структуру? Приведите пример многостраничного документа, для которого хорошо подходит табличная структура организации страниц.

    Ответ. Организация страниц сайта в виде таблицы хорошо подходит для перемещения по совокупностям родственных элементов в двух направлениях (по строкам и столбцам).

    В качестве примера можно привести совокупность страниц, предлагающих информацию по товарам (например, цифровым камерам):

      Характеристики Тесты Обзоры Магазины
    Canon EOS 300D 1,1 1,2 1,3 1,4
    Konica Minolta A2 2,1 2,2 2,3 2,4
    Nikon D70 3,1 3,2 3,3 3,4
    Panasonic DMC-FZ20 4,1 4,2 4,3 4,4
    Sony DSC-F828 5,1 5,2 5,3 5,4

    Перемещаясь по строке, пользователь попадает на разные части описания текущего товара. Перемещение по столбцу уводит к описаниям другого товара.

  10. Назовите постоянные элементы сайта, которые должны присутствовать на каждой его странице.

    Ответ. Каждая страница сайта должна иметь следующие постоянные элементы:

    • Логотип
    • Заголовок сайта
    • Главное меню
  11. Каким визуальным свойством должны обладать постоянные элементы сайта?

    Ответ. Постоянные элементы должны крепко держать своё место на экране при листании страниц, то есть не смещаться ни по горизонтали, ни по вертикали.

  12. Каким интерфейсным свойством должен обладать логотип сайта?

    Ответ. Логотип сайта должен быть ссылкой на главную страницу на всех страницах, кроме главной. Это общепринятое интерфейсное правило.

  13. Где должен располагаться заголовок страницы и как он должен быть связан с заголовком окна?

    Ответ. Заголовок страницы должен располагаться ниже заголовка сайта или ниже горизонтального меню, если оно имеется под заголовком сайта.

    Заголовок окна должен буквально повторять заголовок страницы.

  14. Должен ли присутствовать в меню пункт, относящийся к текущей страницы и должен ли этот пункт быть ссылкой?

    Ответ. В меню обязательно должен присутствовать пункт, указывающий на текущую страницу. Этот пункт, в отличие от остальных, не должен быть ссылкой.

  15. Почему не рекомендуется один пункт меню записывать в несколько строчек?

    Ответ. Пользователь может подумать, что видит не одну а несколько пунктов меню.

  16. Почему меню рекомендуется повторять на концах страниц?

    Ответ. Прочитав страницу, пользователь может продолжить работу с сайтом по новой ссылке, не прокручивая страницу в начало.

    В крайнем случае, в конце страницы должна быть хотя бы ссылка вверх, для перемещения к началу страницы без прокрутки.

  17. Что такое “хлебные крошки“ и когда рекомендуется использовать на сайте это средство? В каком месте на странице должны располагаться “хлебные крошки“?

    Ответ. “Хлебные крошки“ — это меню, которое показывает путь к текущей странице от главной страницы по иерархической схеме сайта. “Хлебные крошки“ располагают обычно ниже главного меню сайта.

  18. Почему на каждой странице сайта рекомендуется оставлять авторскую подпись? В каком виде должна быть выполнена авторская подпись и где она должна располагаться на странице?

    Ответ. Авторская подпись с адресом электронной почты, прописанном в явном виде, должна быть на каждой странице. Эта запись может располагаться в начале странице или в её конце. Рекомендация имеет следующее обоснование.

    • Авторство всегда интересно.
    • Адрес электронной почты позволит пользователю написать письмо автору сайта.
    • Адрес электронной почты, приводимый на каждой странице, позволит написать письмо тогда, когда появится желание.
    • Адрес электронной почты в явном виде можно скопировать к себе через буфер обмена операционной системы, когда требуется сделать ссылку.
    • Кроме того, адрес электронной почты иногда может подсказать географические координаты автора или его приверженность к той или иной системе бесплатной почтовой службы.
  19. Что рекомендуется размещать на главной странице сайта?

    Ответ. На главной странице сайта лучше всего сформулировать идею сайта, разместить анонсы материалов и новости.

  20. Зачем на сайте нужны внешние ссылки?

    Ответ. Сайт без внешних ссылок — это тупик в Интернете, как для пользователя, так и для пауков поисковых систем.

    Внешние ссылки демонстрируют пользователю, что автор сайта хорошо знаком с темой, которую излагают и позволяют познакомиться по ссылкам с родственными материалами на других сайтах.

  21. В каком месте сайта нужно располагать внешние ссылки?

    Ответ. Внешние ссылки могут располагаться на любой станице сайта в контексте изложения материала, но полезно дополнительно собирать их на специальной странице сайта (страница “ссылки”). На этой странице пользователь может легко найти нужную ссылку без поиска её в контексте сайта.

  22. Почему внешние ссылки рекомендуется записывать в явном виде?

    Ответ. Такой вид записи внешних ссылок позволит легко отличить их от внутренних ссылок, и пользователь не будет случайно покидать текущий сайт, спутав внешнюю ссылку с внутренней.

    Внешняя ссылка, записанная в явном виде, содержит информацию о сервере, на котором находится материал.

    Внешнюю ссылку, записанную в явном виде, легко скопировать с сайта через буфер обмена операционной системы.

  23. Почему внешние ссылки рекомендуется помещать с комментариями?

    Ответ. Комментарий позволит пользователю получить представление о ресурсе, на который сделана ссылка.

    Комментарий показывает пользователю, что автору сайта хорошо известно содержание ресурса, значит, доверие к такой ссылке у пользователя будет больше.

  24. Почему текст на сайте рекомендуется разбивать на небольшие абзацы?

    Ответ. Текст нужно разбивать на небольшие абзацы, т. к. читать большие абзацы с экрана трудно.

  25. Почему рекомендуется абзацы отделять друг от друга пустыми строками?

    Ответ. Пустые строки визуально лучше разделяют абзацы, чем красные строки, что облегчает чтение с экрана.

  26. Почему не рекомендуется центрировать строки основного текста?

    Ответ. У такого текста получается рваный и левый, и правый край, что затрудняет чтение. Кроме того, браузер не в состоянии выровнять строчки точно по центральной вертикали.

  27. Как следует поступить, если необходимо вывести текст поверх фона, на котором он плохо читается?

    Ответ. Если текст не читается на сложном фоне, его нужно выводить в однотонную область.

  28. Почему нельзя фиксировать размер шрифта?

    Ответ. Пользователь должен иметь возможность управлять размером шрифта при помощи браузера. Одни любят мелкий текст, у других — плохое зрение.

  29. Как вы думаете, для каких элементов сайта допустим шрифт фиксированного размера?

    Ответ. Шрифт фиксированного размера допустим для декоративных и вспомогательных надписей (например, для слогана).

    Ради сохранения геометрии страницы, иногда фиксируют размер шрифта в меню на вертикальной полосе. Так поступают, чтобы исключить “выползание” текста за пределы полосы при увеличении шрифта в браузере.

    Следует по возможности избегать такого фиксирования, в крайнем случае не делать пункты меню слишком мелкими.

  30. Почему не рекомендуется записывать основной текст шрифтом увеличенного размера, выделять его жирностью, курсивом и другими способами?

    Ответ. Эта рекомендация вытекает из принципа умеренности выделений. Выделить всё, значит, не выделить ничего. Кроме того, большой выделенный текстовый массив всегда читается труднее обычного текста.

  31. Почему рекомендуется использовать на сайте шрифт по умолчанию?

    Ответ. “Хитрые” шрифты, заданные при помощи тега <FONT face=шрифт> или стилевого свойства font-family, могут привести к выводу на экран “кракобяк” вместо русских букв.

  32. Каким безопасным способом можно задать на сайте рубленый шрифт?

    Ответ. Рубленый шрифт можно бесопасно задать при помощи родового указателя sans-serif:

    font-family: sans-serif         
              
  33. Почему текст на сайте нужно структурировать, и какими средствами HTML это можно сделать?

    Ответ. Структурировать текст можно, используя иерархию заголовков (элементы Hn) и абзацное деление.

  34. Что такое принцип перевёрнутой пирамиды и почему рекомендуется пользоваться этим принципом при подготовке текста для сайта?

    Ответ. Стиль “перевёрнутой пирамиды“ принят в газетной журналистике. Он предполагает сначала приводить главный вывод содержания, а затем — обоснования.

    Пользователь, склонный не к чтению, а к просмотру страниц, может не добраться до вывода, если поместить вывод далеко от начала страницы. Принцип “перевёрнутой пирамиды“ гарантирует, что суть изложения останется в памяти, даже если текст до конца не прочитан.

Возврат
На начало урока 11

Азы информатики RU 2000/2007 © А.А.Дуванов

Вверх Оглавление книги Урок 11. Многостраничный документ Письмо автору Об авторах