Урок 13. Разнообразие пиктограмм
Цели урока | План урока |
---|---|
|
Черновик методических указаний по проведению урока 13 (в виде doc-файла):
Карточки для практикума(п) можно распечатать из work/13/p.doc
Домашнее задание: выполнить основные компьютерные практикумы учебника и, по возможности, дополнительные.
По желанию выдаётся дополнительное письменное задание. Оно содержит набор пар: исходное и конечное слово. Для каждой пары необходимо записать команды, преобразующие исходное слово в конечное. Команды следует записывать в нотации исполнителя РС-1: сначала команда, затем количество повторений команды.
Текст дополнительного задания можно распечатать из work/13/add.doc
Методика работы в среде исполнителя РС-1
Работа с РС-1 — это настоящее программирование, деятельность, которая требует абстрактного мышления — ведь программист кодирует действия исполнителя, прокручивая их в своей голове в момент написания программы.
Поможем нашим ученикам овладеть таким сложным мысленным моделированием при помощи методики, описанной ниже.
План работы с исполнителем РС-1
-
Алгоритм
Продумываем и озвучиваем алгоритм работы, необходимый для решения задачи. -
Выполнение алгоритма в командном режиме
Выполняем алгоритм в «поле для записи текста», моделируя вручную работу исполнителя. -
Программирование и отладка
Записываем программу, причём чередуем построение команд с запуском: записали 1–2 команды, запустили, если всё работает правильно (в соответствие с нашим алгоритмом), записываем следующие 1–2 команды (ориентируясь на последнюю запись в протоколе «Выполнение») и снова выполняем запуск. Если видим в протоколе проблемы выполняем процедуру Исправление ошибок.
Исправление ошибок
Если фрагмент работает неверно, ищем и
исправляем ошибку, не нажимая кнопку Сброс.
Для поиска ошибок анализируем написанный код и
протокол выполнения программы по шагам (поле «Выполнение»).
Проиллюстрируем описанный план работы на следующем простом задании.
Практикум 7
- Алгоритм
Начинаем с алгоритма, с общего плана предстоящей работы:
- Перемещаем курсор к первой букве слова.
- Стираем первую букву слова.
При записи алгоритма не используем команды исполнителя. Описываем шаги на русском языке, стараясь первым словом в описании шага ставить глагол — действие.
- Выполнение алгоритма в командном режиме
Входим в «поле для записи текста», расположенное внизу среды исполнителя, устанавливаем курсор так, как показано в «Дано»
и вручную выполняем написанный алгоритм:
- Перемещаем курсор к первой букве слова. Замечаем (считаем), что пришлось 4 раза нажать клавишу ВЛЕВО.
- Стираем букву, нажимая BS (1 раз).
- Программирование и отладка
Теперь составляем программу:
-
Сделали ошибку, забыли, что нажимали 4 раза клавишу ВЛЕВО.
-
Запускаем, видим, что получилось неправильно:
Не нажимаем кнопку Сброс! Это не по-программистки (не по-кукарачински)!
Ищем ошибку.
-
- Исправление ошибок
Размышляем. Почему пропала не та буква?
Неможно понять! Сложно! Надо нажать кнопку Сброс и написать программу заново, тогда, наверное, она заработает!
КАРАУЛ!!! КУКАРАЧА ЗАПРЕЩАЕТ НАЖИМАТЬ СБРОС ПРИ ОТЛАДКЕ ПРОГРАММЫ!!!
Как же быть?
Смотрим протокол выполнения программы по шагам. Обнаруживаем, что исполнитель не дошел до нужной буквы, поэтому удалению подверглась вторая, а не первая буква слова. Исправляем в первой команде параметр 3 на 4. Запускаем программу и любуемся верным решением:
Проверим, как работает наш методический план на более сложной задаче.
Практикум 11
- Алгоритм
- Удаляем д.
- Перемещаем курсор за а.
- Удаляем топ.
- Выполнение алгоритма в командном режиме
Входим в «поле для записи текста», расположенное внизу среды исполнителя, устанавливаем курсор так, как он стоит в «Дано»
и вручную выполняем написанный алгоритм:
- Удаляем букву слева от курсора, нажимая BS 1 раз.
- Перемещаем курсор влево на один символ.
- Удаляем 3 буквы слева от курсора, нажимая BS 3 раза.
- Программирование и отладка
Написали две команды:
Запустили. Пока всё правильно. Удалена последняя буква д и курсор перемещён за а:
Ориентируясь на последний шаг протокола выполнения, продолжаем программирование. Теперь надо удалить топ.
-
Сделали ошибку, забыли, что Del удаляет справа от курсора.
Запускаем, видим, что получилось неправильно:
Ищем ошибку.
-
- Исправление ошибок
Смотрим последний шаг протокола выполнения программы и последнюю команду. Первые два шага мы уже проверяли, в них ошибок нет.
Догадываемся, исправляем ошибку, запускаем и видим… Студента:
Что такое, почему не Профессор?
Ах, да! Курсор после выполнения должен стоять за концом слова. Нужна ещё одна команда:
-
Студент может появиться и тогда, когда программа не оптимальная. В этом случае желательно найти более короткое решение.
Об открытом варианте исполнителя РС-1
Начиная с этого урока, дети начинают осваивать программирование исполнителя РС-1. При этом задания «зашиты» в каждом практикуме, и их невозможно менять.
Однако, в теме 6, рядом с уроком 26 учебника, расположен «открытый» вариант исполнителя.
«Открытый» РС-1 позволяет формировать новые задания.
Учитель может использовать открытый РС-1 для создания новых заданий, в частности, на следующем занятии можно продемонстрировать решение любого задания, выданного для письменного решения.
Кроме того, «открытый» РС-1 позволяет получить текстовый файл для распечатки составленного решения.
Рекомендовать ученикам осваивать и использовать «открытый» РС-1 имеет смысл только после уверенного освоения работы с исполнителем в «закрытом» варианте.
Это можно сделать по-разному:
- предложив самостоятельно освоить «открытый» исполнитель в процессе создания и решения конкретного задания (если у детей есть учебник дома), в этом случае не исключается помощь взрослых;
- включив освоение нового варианта исполнителя (как работу по инструкции) в конкурсные задания. В этом случае задаётся исходное и конечное слово, положение курсора. Показывается, где расположен исполнитель (тема 6) и инструкции к нему (там же). Дети самостоятельно разбираются в работе нового РС-1, создают задание, решают его и получают распечатку решения на экране.
Так как работа по инструкции непосредственно связана с достаточно хорошим навыком чтения, использование «открытого» варианта РС-1 можно рекомендовать на уроках повторения первой части Азбуки (например, в начале следующего года обучения).